Нюансы работы со светом при съемке кино и видео

Необходимость использования осветительных приборов и принятие во внимание внешних факторов. Типы осветительных приборов и их особенности. Основные виды освещения.

Прежде чем перейти к изучению нюансов (принципов и схем освещения, выбора оборудования и пр.), важно принять во внимание два постулата.
Свет, то есть искусственное освещение, необходим для получения качественного отснятого материала практически всегда, вне зависимости от интенсивности естественного освещения, желаемого результата и пр. Даже если по задумке режиссера нужен эффект полумрака помещения или сумерек в лесу – без выставления света обойтись не получится.
Не существует единственно верного решения вопроса о постановке света. Нет алгоритма, запомнив который, вы будете иметь гарантированно прекрасный результат. Существуют лишь принципы и закономерности, сочетая которые и экспериментируя, профессионалы добиваются требуемого эффекта. Совершенствоваться в этом отношении можно всю жизнь, что и делают лучшие режиссеры и операторы.

Свет: зачем он нужен?

Необходимость использования осветительных приборов объясняется разницей восприятия изображения объективом камеры (в данном случае – и кино-, и видеооборудования, хотя позже будут рассмотрены отличия между ними) и человеческим глазом. Даже самая совершенная техника требует вспомогательных приборов. Не вдаваясь в подробности анатомии и психовосприятия (строение глаз, способность человека подсознательно «дорисовывать» картинку при визуальном восприятии и пр.), приведем пример для лучшего понимания. Затемненный участок плана с трудом, но распознается глазами. То, что не видно, мозг самостоятельно «додумает». То есть, если человек видит руку персонажа, запястье, начало кисти руки, то наличие пальцев подсознанием подразумевается, и даже если четко различить их невозможно, большинство людей их «увидит» благодаря очень слабым сигналам, полученным мозгом от глаз. При съемке же эти слабые сигналы будут утеряны, поэтому затемненная конечность будет «обрублена».
Впрочем, этот пример достаточно примитивный. Существует множество предрассудков о том, что камера «старит», «полнит» и т.п. На самом деле испортить даже безупречную внешность может неправильный свет. Возьмите фонарик и посмотрите в зеркало в затемненной комнате, подсвечивая лицо снизу. Нравится? Примерно так все и происходит при неграмотном световом решении на съемках. Игрой света и тени можно подчеркнуть не только черты изображения, но и создать определенный настрой.
Еще одной задачей аппаратного освещения во время съемки является соединение изображения первого плана с фоном. Здесь вариантов решений множество, а выбор зависит от желаемого эффекта. В некоторых случаях «задник» специально делают размытым, а иногда есть необходимость его полноценного присутствия как указания на время года, обстоятельства действия и т.п.

Технические аспекты

Особое внимание свету уделяется при видеосъемке, когда материал будет подвергаться нелинейному монтажу. В процессе обработки качество слабого изображения может еще больше ухудшиться. Появится так называемый «снег» и другие дефекты. Еще больше проблем может создать применение программ для создания спецэффектов.
Различие заключается в том, что каждый кадр видеоизображения состоит как бы из двух частей. Всем известно, что за секунду демонстрации кино проходит 25 кадров, однако не все знают, что при просмотре видео глаз за ту же секунду воспринимает 50 полукадров.
Это – не единственное отличие кино- и теле- (она же видео) съемки. Знать об этих нюансах важно для того, чтобы правильно выбирать освещение.

  • Пленка в сравнении с объективом цифровой камеры обладает более широким динамическим диапазоном, то есть способностью передавать полутона и полутени. Камера сглаживает восприятие, засвечивая одни участки (яркие детали) и затемняя другие, находящиеся в тени. Аналогична и ситуация с цветопередачей.
  • Объективы при киносъемке обладают большей светосилой, благодаря чему проще управлять фокусом и концентрировать внимание зрителя на определенном элементе кадра или давая равномерное изображение. Цифровая техника в этом отношении уступает, для увеличения ее возможностей можно применять DOF-адаптеры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.