Золотая баба

В ПОИСКАХ ЗОЛОТОЙ БАБЫ

Состоялась премьера фильма «В поиске золотой бабы»

Почти 60 лет спустя наша экспедиция в составе: археолог, геолог, этнограф, топограф-геодезист, художник и видеограф отправились на поиски Золотой бабы.
Путь Золотой бабы на Конду описан и в легендах, собранных местным краеведом Ольгой Кошмановой: Было отобрано 100 самых смелых и сильных охотников.
Возглавляемые двумя шаманами, они повезли Золотую Богиню в неизвестном направлении.
Чтобы сохранить тайну, всем жителям Конды приказали откочевать вглубь лесов, а после того, как реликвию надёжно спрятали, охотников отравили, не пощадили и шаманов.

СЦЕНАРИЙ ЗОЛОТАЯ БАБА

  1. До разгадки тайны…

ДИКТОР

Сибирская тайга… Загадочные места… Легенды… Предания…Тайны… До разгадки одной из них, осталось пройти совсем немного. Все несколько километров отделяет группу исследователей от культового места на Полуденной горе. Всего несколько часов пути до вершины, где находится Золотая баба — таинственная реликвия сибирских народов. О ней почти никто не знает. Ее почти никто не видел. Почти. И это вселяет надежду отыскать Золотую бабу и прикоснуться к тайне, которую Сибирь открывает неохотно и не всем. Всего несколько часов пути и…

Запись обрывается с помехами (можно сделать постановочный кадр, как собираются после стоянки отправиться дальше, слышится звук, оборачиваются, запись обрывается).

ТИТР “за 6 месяцев до этого”ИЛИ “за несколько месяце до этого”

  1. Сборы в экспедицию ( о цели, о том кто и зачем — чтобы отыскать золотую бабу, баба на карта, упоминания).

ДИКТОР

Экспедиция “Легенды южных хантов” — уникальный проект. Его цель — отыскать сибирскую золотую бабу, упоминания о которой появлялись на страницах летописей и в трудах исследователей Сибири еще с XIV века.

Показать карты.

КАРТА Герберштейна с изображением Золотой Бабы

ДИКТОР

Первые попытки поисков Золотой Бабы связывают с походами Ермака. Согласно летописям, его сподвижник Богдан Брязга искал её на капище в Белогорских юртах на слиянии Оби и Иртыша.

СИНХРОН

Мария Кузьминична

Белогорье. Там самое святое место… Издалека ездили люди молиться туда. Действительно кладезь там драгоценностей, золота. Не знаю, было это или не было. Но это место чтили сильно.

ДИКТОР

Отправляемся на место. В 1585 году здесь был основан Мансуров городок – первое казачье поселение.

СИНХРОН

Николай Левдин (казак, потомок первых русских поселенцев в Белогорье) … (золотая баба на самом деле была каменная, может расскажет, куда делась баба?).

ДИКТОР

Дальше след Золотой Бабы теряется. «Сохраниша сего истукана и унесоша в Конду» – гласит летопись. Участникам экспедиции только и остается, что полагаться на легенды.

СИНХРОН

Мужчина

Легенды, как мне старики рассказывали, вроде как, когда ханты где-то воевали, эта бабка откуда-то поехала на помощь хантам. Лошадь ее в болоте застряла. Она сама вышла на бугор и окаменела и лошадь там, в болоте тоже утонула. Но лошадь эта шибко не показывается. Она один раз мне показалась и все.

00:05:03

И старший брат у меня тоже видел. Тоже, говорит, сколько раз ходил туда, спускался, смотрел – нет, тоже найти не может. Значит, наверное, сделано так, что теперь, раз увидел и хватит, наверное.

ДИКТОР

Старожилы рассказывают истории, которые слышали от своих бабушек и дедушек, а те от пра-родственников. Говорят о золотая баба появилась  в этих местах примерно в начале XVIII века, когда ханты решили спрятать от христиан святыню своего народа. Выбрали самое непроходимое, а значит безопасное для идола место. Для охраны из числа сильных и смелых охотников ханты отобрали 100 самых лучших. Чтобы сохранить тайну, местным жителям приказали откочевать вглубь лесов. И когда везли её по реке, вокруг воцарилась такая зловещая тишина, что страх окутал округу. Смолкли птицы. Попрятались звери. А после того, как реликвию спрятали в надежном месте, охотников отравили.

ДИКТОР

О подобном месте в верховьях одного из притоков Конды наша экспедиция слышала от жителей Согома. В этой некогда хантыйской деревне из поколение в поколение передается легенда о Бабе, стоящей на Полуденной горе, только не о золотой, а о каменной… не той ли самой, что веками охраняла Белогорье и тайно была вывезена подальше от посторонних глаз?

СИНХРОН

Татьяна Собольникова

00:09:37

Первая легенда была записана Серафимом Подкановым еще в конце XIX века. Человек этот занимался изучением южных хантов на протяжении двух лет. Провел на этой территории и записал интересное очень предание о некой женщине, которая жила изначально на Иртыше и познакомилась с менквом, лесным духом, и родила такого необычного сына. То есть не вполне человека. Общество, в котором они жили, деревня, их изгнало. И они побежали. Причем в легенде есть указание, топонимы, куда они побежали, на северо-запад Меньше-Кондинской волости. Это как раз и есть примерно территория, где сейчас деревня Согом находится, Полуденная гора. И она окаменела, от ее сына произошли все медведи.

///

Вторая версия или вторая легенда, связанная с этим местом, Полуденная гора, была записана в начале 60-х годов сотрудником сельскохозяйственной станции Бухменовым от братьев Сургучевых. Согласно второй легенде, женщина, Баба, образ тоже какой-то воительницы, Богини, на лосе (войпеле по хантыйски) участвовала в неких войнах. Пришла на помощь народу, которому она покровительствовала. Лось увяз в болоте, она выбралась на гору и окаменела.

ДИКТОР

Ради призрачной надежды отыскать Золотую бабу участники экспедиции отложили дела и работу, оставили семьи, привычный уклад жизни, и отправились в тайгу. В состав экспедиции вошли археолог, геолог, геодезист художник и видеограф.

(титрами имена фамилии)

Все они специалисты, исследователи и бывалые путешественники, знающие тайгу и готовые к любым форс-мажорам.

На вертолете исследователи вылетели из Ханты—Мансийска в Согом, откуда двинулись на моторной лодке в Васпухольский заказник.

Современная техника позволяет быстрее преодолевать расстояния, которые раньше можно было пройти разве что за месяцы и то, если повезет с погодой. Наши исследователи, оставив лодки, добраются до избушки егеря на вездеходах, а финальный и самый трудный отрезок пути — на вершину мыса, преодолеют на трицикле.

Они откроют тайну золотой бабы… если повезет… Если не подведет техника… не подкачает погода… не случится какой-нибудь форс-мажор… Ведь безопасный маршрут в глухой Сибирской тайге понятие весьма условное. Можно отправиться в однодневный поход и застрять в тайге на недели. Здесь быстро меняется погода. Сейчас светит солнце, а через минуту налетает ветер и закрывает небо грозовыми тучами. Да и от встреч с опасными хищниками, а в тайге водятся медведи, рыси, волки, никто не застрахован. Места дикие. Неудивительно, что за 60 лет после последний публикации к золотой бабе так и не дошли ни этнографы, ни археологи, ни другие специалисты. Наша экспедиция первая. И тем сильнее ответственность. Ведь само существование идола и специального места для поклонения ему — под большим вопросом.

ДИКТОР

Поиски золотой бабы — большая авантюра. Названия и описания идола в легендах, сказаниях и исторических документах отличаются. Как её только ни называли: и каменной старухой, и хозяйкой горы, и бабой—идолом. То она каменная, то из золота, то старуха, то красавица…То высокая, то низкая, то с детьми стоит, то одна…

СИНХРОН

Татьяна Собольникова

Вообще интересно то, что если собрать придания все, которые были записаны относительно этого места, Каменной Бабы, они действительно отличаются друг от друга. И можно фиксировать, как предания меняются с течением времени, передаваясь из уст в уста. Какие-то детали уходят, какие-то детали наоборот дополняются.

ДИКТОР

Вокруг Полуденной горы, куда направляются наши исследователи — океан тайги, раскинувшийся от Конды до Ханты-МансиЙска. Именно здесь, как рассказывают ханты, в нехоженных и необжитых местах на высоком мысу, образованном Хоем, дол­гое время возвышалась двухметровая глыба серо­го камня. По очертаниям и формам каменная глыба напоминала фигуру женщины. Ни один охотник раньше не ходил бить зверя, без подношения хозяйке горы. Монеты, еду или украшения — что-нибудь обязательно приносили в дар хранительнице этих мест.

СИНХРОНВладимир Сургучёв

Стариков мыс – священное место. И Бабка – священное место тоже, да. Мы сюда тоже ездим, преклоняемся же. Мы до сих пор сюда приезжаем, копейки кладем, чай пьем там, сидим, тоже бывает.

  1. Мистика мест.

Где находится. О мистических местах (перевал Дятлова, маньпупунер), о болотах, тайнах, преданьях и людских страхах.

ДИКТОР

В поисках золотой бабы Сибири участникам экспедиции преодолевают сотни километров. Сложных. Опасных. Мистических. Ведь расположена баба в местах, где каждый метр связан если ни с легендой, то с загадочным событием. Совсем недалеко по местным меркам находится злосчастный перевал Дятлова, где при таинственных обстоятельствах в ночь на 2 февраля 1959 года погибла группа студентов. Чуть поодаль мистический Маньпупунер — малая гора идолов, которым в период язычества поклонялись манси. А вокруг — тайга, тайга, тайга…

Путь к золотой бабе не ближний. Пешком в эти месте не дойти. Кругом непроходимые болота — смертоносные топи, соваться в которые не советуют ни местным, ни тем более пришлым людям. Из-за сложных подходов у бабы на горе бывали единицы. Дойти до печально известного перевала Дятлова куда проще, чем до Полуденной горы, даже в наши дни с арсеналом самых передовых средств передвижения и навигации. По тамошним болотам тяжелее ходить, чем по горам. Надо знать тропы, иметь конкретные наводки, чтобы искать.

ДИКТОР

Зловещая тишина накрывает эти места каждый раз, когда внезапно стихает ветер. На смену умиротворению от встречи с нетронутой природой приходит настороженность. Вместо созерцания красоты, а места эти невероятно красивы! — концентрируешься на поиске опасностей. И шорох листвы, хруст ветки, чавканье болот или свист ветра воспринимаешь по-особому. Кажется, что за тобой кто-то наблюдает. Может… так и есть? В тайге никогда не бывает пусто. Даже там, где на тысячу верст нет ни одного человека, чувствуешь чье-то присутствие. Это сложно объяснить словами. Такие уж места… Но участники экспедиции — люди не робкого десятка. И они идут по маршруту. Идут к цели.

  1. Попытки до нас.

Кто и как до нее пытался добраться и добрался ли? Мистические истории о поисках бабы. И о том, что ставится под сомнение что ее находили после пропажи во времена Ермака.

СИНХРОН

Татьяна Собольникова

Это место уже более 100 лет назад стали связывать с приданием о так называемой Золотой Бабе, которое широко было распространено, начиная от Урала и даже Приуралья, вплоть до Восточной Сибири. Наверное, у европейцев возникал интерес, прежде всего к золоту, что Баба Золотая – золото. У хантов само понятие золото не ассоциировалось с неким драгоценным металлом.

СИНХРОН

00:45:08

Мария Кузьминична

Иногда люди, которые очень много знают, добро всю свою жизнь делают, как у нас говорят: по божеским законам. Слабым помогают, делятся и мыслями помогают, называют (сольные, 00:45:34), сравнивают с солнышком, то с какой-то великой рекой, которая кормит людей. Образами такими. Слово «золотой», значит сияние золотое, когда человек золотом сияет, душа светится.

СИНХРОН

Татьяна Собольникова

А европейцев наоборот привлекал именно этот металл, и они стремились найти эту богиню. И узнав о преданиях, о некой Бабе, которой поклоняются на территории Канды, Иртыша, они ассоциировали ее именно с той самой золотой богиней. Снаряжались сюда всевозможные экспедиции.

ДИКТОР

В начале ХХ века до бабы на Полуденной горе среди болот чудом добрались так называемые “культурные охотники”. Они обкопали бабу со всех сторон и хотели вывернуть её с места, видимо, предполагали, что под ней спрятаны ценности. Но у них не получилось вытащить тяжелый камень на поверхность. Баба из горы не вышла, хотя и потеряла вертикальное положение.

CИНХРОН

Татьяна Собольникова

В одном случае фигурирует купец Сыромятников, который сюда прибыл и пытался расколоть камень. Жег его, чтобы добыть золото, которое он думал, находится внутри. // Персонаж такой был, как купец Сыромятников.

00:24:59 Есть свидетельства письменные о том, что он спонсировал научные экспедиции этого музея. // В другом случае фигурирует предание о том, что сюда приехал купец Седельников. И такого купца в документах мы нашли, но это уже с территории Урала. В третьем случае некий немецкий барон. Загадок очень много, но пока документальных сведений о том, что были ли эти экспедиции, нет.

ДИКТОР

По воспоминаниям местных народов “культурные охотники” отбили у бабы нос, грудь и уши — искали золото, но ничего не нашли. Конечно, место поклонения этими действиями было осквернено. Для согомских и нюркойских хантов разбитый и узуродованный идол перестал иметь культовое назначение, а место стало запретным. О бабе старались не говорить и не вспоминать.

В советское время на Полуденную гору планировалась археологическая экспедиция, но так и не состоялась. Вместо ученых искать бабу отправились студенты уральского политеха летом 1963 года, всего двумя годами позже трагической гибели группы Дятлова. Участник того похода Игорь Шестопалов (ему сейчас за 80) сохранил фотодневник, в котором 78 подшитых фотографий и полная хронология похода, который организовал Михаил Шаравин, тот самый, что первым после манси обнаружил палатку дятловцев и работал в отряде поисковиков.

Под руководством Шаравина студенты три недели шли по речкам на осиновках до горы. Поднялись наверх и с большим трудом, но отыскали камень. Они восстановили облик бабы, как смогли — с помощью лесин поставили камень на попа и собрали «голову» из двух разбитых половинок по линии разлома в единую форму. «Получившийся камень очень напоминал лицо человека. Можно разобрать скулы, лоб, выпуклое место» — записал Игорь Шестопалов в дневнике. Удивительно, что рядом с бабой и под бабой туристы не нашли ничего значащего, что указывало бы на культурный слой — бабу будто бы вырвали из контекста. Возможно, это случилось когда ее разбили и перемещали по склону… А может, это не та баба? Может этот камень был установлен здесь для отвода глаз, а настоящая баба находится где-то рядом? А может это вообще не то место? Ведь шли студенты без карт и навигации, по тёсу, который теряется из виду. Удивительно, что они вообще добрались! И все же их находка даёт больше вопросов, чем ответов… Разобраться можно только на месте, куда и направляются исследователи.

  1. Дойти. Увидеть. Разгадать.

О том, какие сложности были на пути (мешала природа, запутывала, странные ощущения и т.д.) затем кадр из начала и переход к финалу.

СИНХРОН

Татьяна Собольникова

…одна из карт, которая  была составлена сразу после революции на эту территорию. Она подробная достаточно карта, 32-го года. Здесь была большая экспедиция, которая описывала все угодья, водные, земельные, чтобы составлять планы пятилеток. И что интересно, что на этой карте это место не обозначено.

00:30:01

Я так думаю, что они его утаили, потому что у них все боры вокруг Согома и вокруг Верхнего озера, все имеют названия, все протоки обозначены. А дальше Верхнего озера уже пусто. Пустое место, ничего не обозначено. Мне кажется, что они его скрывали.

ДИКТОР

В наши дни можно легко определить по спутнику свое месторасположение и построить маршрут по заданным координатам. Но одно дело — точка на карте, и совсем другое — реальная местность.

Участников экспедиции обнадеживает примета, по которой можно точно отыскать каменного идола. По соседству с бабой находится выпуклая площадка. По её контуру раньше шел ров. Это место и предстоит найти участникам экспедиции, которые умеют “читать местность” и раскрывать её тайны. Им бы только дойти…

ТИТР дата финального рывка.

До каменной бабы *** км.

Кадр из начала

ДИКТОР

Эта экспедиция в далекую таежную глушь не обещала быть простой.

Но чем ближе координаты финальной точки маршрута, тем сильнее азарт первооткрывателей. Уходит усталость от длительного перехода. Открывается второе дыхание. Участники экспедиции преодолели *** километров за *** дней. И вот она  —  цель   —  место поклонения, место силы, место тайны. 

  1. Цель достигнута. Маршрут окончен. Что увидели.

СИНХРОН

Татьяна Собольникова

Священное место – это место не потревоженное. Духов лишний раз тревожить не надо, тем более людям, которые из другой культуры. У самих хантов очень часто есть запреты на посещение священных мест, даже женщин, своих же женщин. И сами они лишний раз тоже туда не пойдут. //

Но место очень труднодоступное, что мы в этот раз на себе в буквальном смысле испытали. На нескольких видах транспорта, в том числе и пешим маршрутом, достаточно приличным, пробираясь к ней.

ДИКТОР
Участники экспедиции были готовы ничего не найти. Но… то ли желание увидеть легендарный камень было столь сильным… то ли духи были весьма благосклонны… – но в этот раз каменная баба оказалась на своём месте.

СИНХРОН

Татьяна Собольникова

// В данном случае это большой камень, который стоит на горе и действительно для этой территории он является необычным.

//

Мы на протяжении последних лет, занимаясь изучением данной территории, очень часто фиксировали, что священные места хантов были приурочены к городищам. Как правило, к средневековым городищам, которые очень хорошо выражены в рельефе. Действительно в 50 метрах от Каменной Бабы находится площадка средневекового городища, окруженная рвом.

СИНХРОН

Смирнова Валентина

00:35:03

// …конкретно здесь водораздел, что это не пойма, не терраса. И выходы коренных пород прямо на поверхности здесь. И что этот валун, что он вышел на поверхность просто в результате природных явлений, таких как выветривание и какие-то морозные явления. И когда изнутри, из отложений, все валуны поднимаются на поверхность.

// у нас в Ханты-Мансийске в Самаровской горе есть подобные валуны, которые гора выдавливает. И там очень большой валун стоит, возможно, родня.

ДИКТОР

Неужели всё так просто? Неужели каменная баба – это большой валун, выдавленный в ходе естественных геологических процессов на поверхность? Но как тогда объяснить невероятно сильную энергетику этого необычного места?  Ведь её чувствуют даже скептики.

СИНХРОН

Татьяна Собольникова

Конечно, когда ты находишь подтверждение своим гипотезам, ты всегда удовлетворен. Но вчера, мы здесь поставили в 200 метрах палатку, когда я ночевала и пыталась заснуть, я очень долго не могла заснуть. Я слышала звон колокольчиков и стала почему-то визуализировать образ, связанный с ними, и мне пришел зрительно именно женский образ. Я не очень склонна к мистике, может быть в силу профессии, все-таки я археолог. Но этот звук колокольчиков он наоборот меня умиротворил. Пока мне не хочется отсюда уезжать, хотя у нас краткосрочная поездка. Вот такие чувства. Я, правда, не мистик.

  1. Эпилог. Заключительные слова о том, как много Сибирь скрывает неразгаданных тайн. И о том, что можно найти место. Можно прикоснуться к идолу. Но тайна так и останется тайной.

ДИКТОР

Первая за более чем полувековой срок экспедиция к золотой бабе завершена, достигнув цели. Найдено месторасположения каменной бабы. Обнаружены фрагменты идола. Но пусть тайна золотой бабы так и останется тайной… Кто она? Зачем? Почему? Да…можно определить место на карте, прикоснуться к реликвии, разложить по полочкам легенды и сказания, найти логическое объяснение любому даже самому мистическому событию. Но на некоторые вопросы как не ищи — ответов нет. Сибирь не спешит открывать тайны, которых у нее в запасе немало… И Золотая баба — только одна из них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.