“Пальто на вырост” с югорским орнаментом
Не в каждом субъекте Российской федерации снимают игровое кино. Дело это хлопотное и затратное, но оно того стоит. Ведь именно кино — важнейшее из искусств. Ханты-Мансийский автономный округ может позволить себе заниматься творчеством. Телекомпания «Югра» сняла уже не одну ленту. На подходе фильм по сценарию югорского драматурга Риммы Ефремовой.
Неслучайные совпадения
Хантыйскую девочку из глухой сибирской деревни родители отправляют на лечение в интернат. Но вместо двух месяцев Женя Рокина проводит там несколько лет. Её окружение — такие же одинокие и брошенные дети. Они говорят на разных языках, но разделяют одну судьбу.
В поисках подходящей площадки для съёмок фильма «Пальто на вырост», действие которого происходит на территории Югры в 80-е годы XX века, творческая группа объехала множество посёлков и деревень, но ни один из них не подошёл. И тут режиссёр Ринат Халилуллин вспомнил о фотографии незнакомого населённого пункта, которая случайно попала к нему в руки несколько лет назад. Фотограф сказал, что это Горноправдинск, и режиссёр направился туда.
Ожидания оправдались: у местных жителей осталось немало предметов советского быта, в посёлке сохранились здания тех времён, в том числе интернат, в котором и сегодня живут дети.
Сомнений больше не оставалось, и съёмки летнего блока, в котором Женя живёт ещё дома, прошли в Горноправдинске. Кстати, несмотря на дождливое лето, капризная северная погода ни разу не подвела творческую группу во время съёмок на улице.
Заключительный, зимний блок картины с названием «Интернат» будут снимать в действующем интернате. Именно здесь развернутся самые драматические события в жизни главных героев.
Довольно точно режиссёру удалось передать атмосферу Горноправдинска образца 80-х годов, жизнь в котором с тех пор почти не изменилась: здесь нет производства, а местные жители занимаются в основном рыболовством, охотой и сбором дикоросов.
«Для нынешних горноправдинцев, — отмечает Ринат Халилуллин, — как и для их предшественников, материальное благополучие не стоит на первом месте. Для счастья им, как и семье Рокиных из нашего фильма, достаточно небольшого клочка земли, коровы, которая даёт молоко, и семьи, которая всегда рядом. К сожалению, некоторые горожане в своей погоне за деньгами часто упускают самое важное».
Соблюдая историческую достоверность даже в мелочах, авторы картины стремятся привлечь к её просмотру тех, чьё детство и юность прошли в таких же отдалённых сибирских деревнях и посёлках, многие из которых сегодня стали молодыми северными городами.
Пальто оказалось мало…
Осенний блок картины снимали в пригороде Ханты-Мансийска, на причале в районе нефтебазы. В 80-е годы, в период интенсивной нефтедобычи, сюда приходили десятки судов. На одном из них, по сценарию фильма, и приплывают дети, которых отдали в интернат.
Среди маленьких пассажиров самоходки выделяется Женя — девочка лет семи, одетая в красное пальто не по размеру. Это подарок старшей сестры, он очень дорог Жене, но она так и не успевает его поносить. Как только девочка переступает порог интерната, она получает казённую одежду.
Проходит месяц, другой, третий, заканчивается год и начинается следующий. Пальто, которое когда-то было на вырост, уже мало, а Женю всё не отпускают домой. В интернате до неё никому нет дела, родителям, которые ждут пополнения в семействе, проще повременить с возвращением дочери.
Почему так происходит? Девочке предстоит повзрослеть и осознать законы жизни.
Детские роли в картине исполняют обычные горноправдинские школьники. Начинающему югорскому режиссёру удалось сделать из деревенских ребят настоящих актёров.
«При отборе детей на роли первого и второго планов, — рассказывает Ринат Халилуллин, — мы просмотрели около 200 школьников в возрасте от 10 до 12 лет. На роль Жени выбрали Вику Федюшкину, на роль её друга Паши — Сашу Резванова. Самым важным для нас было соответствие типажу. Мы не стремились научить детей актёрскому мастерству. Ребята в фильме играют самих себя и ведут себя также как в обычной жизни. Юные актёры трудились с полной отдачей: усердно учили роли и репетировали, по нескольку раз повторяли реплики на камеру, старательно выполняли все задания».
В «Пальто…» снимаются и известные актёры: Александр Баширов играет шайтана Петьку, Вячеслав Руднев — отца Жени, Александра Камышова — воспитательницу интерната Таисию. В съёмках картины также были задействованы молодые перспективные актёры театра обско-югорских народов.
У многих членов творческой группы сложилось впечатление, что какие-то добрые силы помогают в реализации этого проекта. Так, например, по окончанию съёмок на барже судно достигло берега и… сломалось. Как сказали технические специалисты, если бы это случилось на реке — всё могло закончиться печально.
Работу над фильмом планируется завершить весной 2011 года.
«Вся наша жизнь — интернат»
Римма Ефремова, сценарист, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа:
— Весь Север нашей страны вырос в интернатах. С одной стороны, это хорошо — дети из маленьких деревень имеют возможность ходить в школу. С другой, ребёнок, оторванный от родного дома, переживает громадный стресс, который накладывает отпечаток на всю его жизнь, а иногда эту жизнь ломает. Да, сильный человек выживет и станет ещё сильнее. Но все не могут быть сильными. И тот, кто слабее, вынужден приспосабливаться, прогибаться. Человек, растущий не дома, без материнской любви и отцовского присмотра, выпадает из системы координат, которые даёт только семья. Я помню, как у нас в деревне хантыйские матери прятали своих плачущих детей, когда приходила самоходка, чтобы увезти нас к первому сентября в школу-интернат. Думаете, с тех пор что-то изменилось? Разве что дети перестали плакать. К сожалению, фильмом эту проблему не решить. Как вы уже догадались, в основу сценария легла моя история, у многих персонажей есть реальные прототипы. Правда, я не ставила перед собой задачу описать своё детство. Хотя бы потому, что в моём «послужном списке» — пять разных интернатов, и в жизни, скажу честно, были ситуации похуже, чем описанные в «Пальто…». Но фильм не о том, как плохо, что детей лишают дома, а о том, что нужно искать в себе силы жить, несмотря ни на что. Интернат — это модель нашего общества. Законы сосуществования одни и те же. Маленький компромисс оборачивается маленьким предательством. Ты промолчал, когда рядом топчут слабого — завтра затопчут тебя. А если все против тебя? С кем такого не бывало? И не важно, ребёнок ты или взрослый, — каждый раз ты стоишь перед выбором.
Если бы родители не ошибались»
Вика Федюшкина, исполнительница главной женской роли, 10 лет:
— Я играю девочку ханты. В нашем классе ханты не учатся, но есть ребята восточных народностей, с которыми я общаюсь. У меня есть друг Анверт. Он другой национальности, очень весёлый, сильный, с ним интересно. Если бы меня кто-то обидел, Анверт обязательно бы заступился. Я считаю, что друзья должны помогать и поддерживать друг друга. Мне очень жалко ребят, которые живут в детском доме в нашем посёлке. Если бы их родители не совершали ошибок, заботились о них, детей бы не забирали из семьи.
Юлия Царегородцева