Дзига Вертов

Документальное кино

Дзига Вертов «Младший брат» всех искусств кинематограф начинался со съемок видимых жизненных явлений. Первые кинозарисовки братьев Люмьер считаются документальными сюжетами, хотя произведениями искусства их назвать трудно. Снимая «Политого поливальщика», «Прибытие пассажирского поезда», «Выход рабочих с фабрики», изобретатели кино просто демонстрировали людям возможности созданной ими кинокамеры.

Воздействие «движущихся картинок» на умы было огромно. Но если обыватели просто восхищались увиденными на белом полотне событиями, то люди творческие поняли, что с помощью нового технического чуда можно создавать подлинные художественные произведения.

Ярчайшие представители мировой кинодокументалистики

Основателем документального кино в России стал Дзига Вертов, начинавший осваивать азы этого жанра, снимая хроники Гражданской войны. Неустанно занимаясь поисками новых способов киносъемки и монтажа, Вертов значительно расширил арсенал операторских приемов. Он первым применил методику съемки скрытой камерой, а смонтированный им экспериментальный фильм «Человек с киноаппаратом» до сих пор является одним из величайших мировых киношедевров.

Неоценимый вклад в советскую кинодокументалистику внес Роман Кармен. Будучи блестящим кинооператором, он с не меньшим успехом снимал кино в качестве режиссера, писал сценарии. Широко известны его фильмы «Москва – Каракумы – Москва», «Повесть о нефтяниках Каспия», «Утро Индии», «Куба сегодня». Бесценен операторский опыт Кармена в освещении событий Великой Отечественной войны.

Режиссер советской Центральной студии документальных фильмов Эсфирь Шуб начинала свою работу как монтажер. Она была первой создательницей монтажных фильмов на основе хроникальных съемок. Так появились на свет «Падение династии Романовых», «Испания», «Страна Советов».

Этот прием повторил Михаил Ромм при создании одного из величайших документальных фильмов «Обыкновенный фашизм». Гениально используя выразительные монтажные средства, он смог воплотить свой режиссерский замысел на основе немецких киноархивов, личных любительских фото солдат и офицеров вермахта, съемочных материалов антифашистских организаций.

У истоков американского документального кино стоял великий Роберт Флаэрти, именем которого назван один из популярнейших фестивалей современной кинодокументалистики. Широко известен его фильм «Нанук с севера», созданный в 1922 году. Для того, чтобы снять правдивую историю, режиссеру пришлось целый год прожить с эскимосами.

Переосмысливая и возвращая к жизни старые идеалы француза Криса Маркера, англичан Джона Грирсона, Стефана Таллента, Альберто Кавальконе, современные мастера документального кино, создают свои новаторские произведения. Среди наиболее известных нынешних режиссеров, снимающих как игровое, так и документальное, кино, российский мастер Александр Сокуров, серб Эмир Кустурица.

Один комментарий

  1. 1. Стефан Таллентс совершенно лишний в этом списке. Он был специалистом в области пиара и активно использовал, в частности, возможности документального и рекламного кино для продвижения английских товаров и рекламы деятельности государственных учреждений. Его роль в кино сводится к тому, что он согласился с аргументами Джона Грирсона и выделил государственные деньги на производство пропагандистских фильмов.
    2. «Арсенал операторских приёмов» «расширил» не Вертов, а его брат — оператор Михаил Кауфман. Из-за спора о том, кто из них что расширил и открыл, братья и разошлись на долгие годы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.