Художник Геннадий Райшев

Композиция для “чайников”

В статье “Операторское мастерство” я уже рассказывал о значении композиции для людей решивших освоить видеокамеру, предлагаю закрепить данную тему и тем кто хочет научиться фотографировать.

Начиная с глубокой древности, художники задумываются о такой вещи, как композиция. Композиция это то, каким образом размещены важные и второстепенные объекты на плоскости вашего кадра. Если вы не знакомы с принципами построения гармоничной композиции, скорее всего, вы не задумываетесь о таких вещах и «пихаете» в кадр что попало и как попало. Конечно, есть некоторые законы восприятия: определенные способы расстановки объектов кажутся человеку гармоничными, в то время как хаос воспринимается отталкивающе. Неосознанно мы, как правило, стремимся построить симметричную композицию, размещая главный объект строго по центру кадра. Однако неспроста многие художники считают симметрию пошлой. Вспомните гениального до безумия Ван Гога, который отрезал себе ухо, чтоб сделать свое лицо асимметричным. Конечно, мы не призываем вас заниматься подобным членовредительством. Есть другие способы улучшить композицию и сделать ваше фото более интересным.

Художник Геннадий РайшевСамый простой способ – следовать так называемому правилу третей. Для этого мысленно разделите кадр двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, проведя их на расстоянии в одну треть от края кадра. Размещайте самые значимые объекты на этих линиях, и, особенно, на их пересечении, и ваши фото буквально оживут. Элементарный пример: если вы фотографируете море, вы размещаете линию горизонта строго по центру кадра. В результате ваш снимок получается разрезанным на два унылых, никак не связанных между собой куска, кадр распадается, фото рассматривать не интересно. Вместо этого проведите горизонт, отступив от края примерно на одну треть, не важно, вверх или вниз.

Такой кадр намного интереснее, в нем появляется если не сюжет, то эмоциональная нагрузка: зритель чувствует, что в кадре доминирует лазурное море или бескрайнее небо, украшенное фактурными облаками, и это рождает настроение. Экспериментируйте: разместите на одной из этих линий интересное дерево или яркий цветок, и результат вас непременно порадует. Правило третей универсальное, и применять его можно не только при съемке пейзажей. При портретной съемке это правило незаменимо!

Фото из фильма "Пальто на вырост"Не секрет, что глаза – зеркало души человека, именно глаза являются смысловым центром портрета и привлекают больше всего внимания. Если вы фотографируете лицо человека крупным планом, старайтесь разместить глаза не по центру кадра, а сместите их вверх, на треть от центра. И не забывайте, что глаза должны быть на фото самыми четкими, так что фокусируйтесь именно на них. Если же вы снимаете человека в полный рост, на уровне верхней трети должна быть голова модели. Если вы сместите голову не только вверх, но и вбок на одну треть, то ваша композиция может стать еще интереснее.
Другой способ оживить композицию – это диагональ. Диагональ в кадре добавляет динамики, задает зрителю направление, в котором он будет рассматривать фото, дает намек на некое движение. Попробуйте, например, разместить дорогу таким образом, чтоб на фото она шла параллельно любой из диагоналей. Кроме того, вы можете совместить в кадре несколько объектов так, чтобы через них можно было провести линию, параллельную любой из диагоналей. Такие фото кажутся зрителю более динамичными и интересными.
А вот если вы фотографируете уходящую вдаль дорогу, сделайте так, чтоб на снимке она уходила четко в центр кадра. Это создает иллюзию, что дорога более длинная.
Кроме того, не забывайте, что на вашей фотографии есть задний и передний планы, и они должны гармонично взаимодействовать. Старайтесь выбрать подходящий фон для главного объекта фотографии. К примеру, модель не должна теряться на фоне слишком пестрой стены или ковра.
Кроме того, не забывайте, что в кадр попадает не только «главный герой» вашей фотографии. Случайно «затесавшиеся» в кадр предметы могут напрочь испортить самый лучший сюжет. Например, «выросший» из головы модели фонарный столб или дерево точно не порадуют ни вас, ни саму модель. Вообще, старайтесь не перегружать кадр лишними элементами, стремитесь, чтоб на фото попало именно то, что нужно, все лишнее оставляйте за пределами кадра. Фотографию, перегруженную ненужными деталями, неинтересно рассматривать, она кажется бессмысленным нагромождением случайного хлама и воспринимается зрителем как бардак. Если избежать попадания большого количества объектов в кадр не удается, следите за тем, как именно они размещены. Кадр должен быть заполнен более-менее равномерно. Если одна часть фото перенасыщена элементами, а другая пустует, такое фото вряд ли впечатлит ваших подписчиков в Инстаграме.