Режиссура: способ творческого самовыражения

Режиссура, как вид творческой деятельности, и сама профессия режиссер зародились в конце девятнадцатого века на театральных подмостках. С появлением кино самые «продвинутые» режиссеры того времени стали переносить свой сценический опыт на киноэкран. Из театра в кинематограф пришел, например, один из величайших мировых актеров и режиссеров Чарли Чаплин. Можно привести множество имен знаменитых режиссеров, добившихся невероятных успехов на сцене и в кино. Ярчайшим современным российским представителем создания театральных шедевров и фильмов является Марк Захаров.

Французское слово «regisseur» произошло от латинского «rego», что означает «управлять». Так чем же управляет человек этой загадочной профессии, не всегда доступной пониманию простого смертного?

Кинопроизводство как коллективное творчество

Как известно, кино – это синтетический вид искусства. Художественные произведения создаются здесь усилиями людей многих профессий: артистами, сценографами и декораторами, кино и видео операторами, художниками по свету, звукорежиссерами, работниками технических и административных групп. Коллективный труд всех этих специалистов подчинен осуществлению единой цели: воплощению в жизнь замысла режиссера-постановщика. Задача режиссера – объединить разнородную группу исполнителей в коллектив единомышленников с тем, чтобы грамотно управлять процессом реализации проекта.

Замысел режиссера и инструменты его реализации

Именно с замысла начинается творческая работа. Концепция будущего фильма может возникнуть в воображении режиссера через образ или случайную картинку, подсмотренную в жизни. Образы начинают будоражить фантазию мастера и требовать материализации. Первым шагом на пути к воплощению становится литературная основа, то есть сценарий картины.

· Работа со сценаристом

Некоторые постановщики сами являются сценаристами своих картин. Например, Андрей Тарковский, успешно совмещал литературный дар с выдающимся талантом режиссера. Но это редкостное исключение из правил, в обычной практике сценарий пишут профессиональные литераторы. Тем не менее, перед тем, как приступить к съемкам, режиссер придирчиво изучает сценарный материал и, по согласованию с автором, делает необходимые правки.

· Процесс раскадровки картины

Окончательный вариант сценария требует визуализации, то есть разбивки на ключевые кадры с помощью графических картинок. Это называется раскадровкой. Чем она подробнее, тем легче обнаружить ошибки и править их в процессе съемки. Раскадровка значительно оптимизирует расход времени и финансовые затраты на съемочной площадке.

· Режиссерский сценарий

Рабочий режиссерский сценарий – главный план работы на съемочной площадке для постановщика и оператора фильма. Он составляется в виде таблицы, разбитой на графы, в которых четко прописываются ключевые кадры и ремарки к ним:

  • место действия (или объект)
  • время события
  • план: общий, средний, крупный, дальний, проезд, наезд и т.д.
  • длина кадра (метраж)
  • содержание кадра (текст описания должен соответствовать фрагментам текста литературного сценария).

Отдельная графа оставляется для рабочих пометок режиссера.

· Выбор актеров и работа с ними

Через артиста режиссер создает образ каждого персонажа своей истории. Чем талантливее исполнитель, тем ярче создаваемый им герой будет влиять на воплощение сверхзадачи картины. Но иногда один, особо одаренный, актер может «переиграть» в фильме своих собратьев по цеху, да так, что невольно пострадает общий замысел режиссера. Поэтому на начальном этапе постановщик разрабатывает концепцию каждой роли, а в процессе съемки помогает артисту «лепить образ», строго следуя идее и сюжету киноленты.

Очень важно, чтобы исполнитель разделял точку зрения режиссера на пластический образ и внутренний рисунок роли своего героя. Однако, замысел режиссера – это не просто диктаторская установка от «а» до «я». В процессе его реализации могут возникать импровизационные моменты. Если постановщик талантлив и способен к экспромту (а это очень важно для профессии), он всегда позволяет артистам фантазировать на съемочной площадке и с готовностью пользуется любым предложением, работающим на более полное раскрытие образа.

Обычно поиском исполнителей ролей для игрового кино занимаются режиссеры по подбору актеров. Постановщик только смотрит пробы и утверждает выбранные кандидатуры. Многие известные режиссеры уже заранее знают, кто будет сниматься у них в кино, и даже заказывают сценарий на того или иного исполнителя. Известны «пристрастия» такого выдающегося мастера, как Никита Михалков. В костяк актерских ансамблей большинства его фильмов входили Олег Меньшиков, Александр Адабашьян, Александр Калягин, Юрий Богатырев. Марк Захаров любил снимать Александра Абдулова, Евгения Леонова, Семена Фараду, Александру Захарову.

Особенности режиссуры документального кино и телевидения

Специфика документального кино такова, что здесь не выстроишь постановочный кадр, в его основу берутся подлинные события и факты. Постановщиком событий является сама жизнь, а героями – не изображаемые актерами персонажи, но живые люди.

При создании игрового кино режиссер прислушивается, в основном, к своему собственному «я», выстраивая концепцию фильма сообразно личным ощущениям и творческим порывам. Документалисты, в первую очередь, обязаны впитывать информацию, выслушивать окружающих, чтобы понять человеческую сущность героя, мотивы его поступков и выразительными средствами кинематографа передать услышанное своим будущим зрителям.

В телевизионной режиссуре важное место занимает экспромт. Съемки происходят «здесь и сейчас», поэтому режиссеру приходится по ходу координировать съемочный процесс, оперативно принимать важные решения.

Обучение режиссуре – первый шаг на пути к реализации творческих идей

Обычно в режиссуру идут люди с неординарным мышлением, оригинальными взглядами на жизнь и самостоятельной точкой зрения. Сегодня получить специальные знания они могут в любом профильном ВУЗе, главными из которых в нашей стране по-прежнему являеются ВГИК и СПУКиТ.