“Пальто на вырост” с югорским орнаментом
Не в каждом субъекте Российской федерации снимают игровое кино. Дело это хлопотное и затратное, но оно того стоит. Ведь именно кино — важнейшее из искусств. Ханты-Мансийский автономный округ может позволить себе заниматься творчеством. Телекомпания «Югра» сняла уже не одну ленту. На подходе фильм по сценарию югорского драматурга Риммы Ефремовой.
Неслучайные совпадения
![Главная героиня фильма "Пальто на вырост" Главная героиня фильма "Пальто на вырост"](http://renstv.ru/wp-content/uploads/2014/09/92780009-300x300.jpg)
Хантыйскую девочку из глухой сибирской деревни родители отправляют на лечение в интернат. Но вместо двух месяцев Женя Рокина проводит там несколько лет. Её окружение — такие же одинокие и брошенные дети. Они говорят на разных языках, но разделяют одну судьбу.
В поисках подходящей площадки для съёмок фильма «Пальто на вырост», действие которого происходит на территории Югры в 80-е годы XX века, творческая группа объехала множество посёлков и деревень, но ни один из них не подошёл. И тут режиссёр Ринат Халилуллин вспомнил о фотографии незнакомого населённого пункта, которая случайно попала к нему в руки несколько лет назад. Фотограф сказал, что это Горноправдинск, и режиссёр направился туда.
Ожидания оправдались: у местных жителей осталось немало предметов советского быта, в посёлке сохранились здания тех времён, в том числе интернат, в котором и сегодня живут дети.
Сомнений больше не оставалось, и съёмки летнего блока, в котором Женя живёт ещё дома, прошли в Горноправдинске. Кстати, несмотря на дождливое лето, капризная северная погода ни разу не подвела творческую группу во время съёмок на улице.
Заключительный, зимний блок картины с названием «Интернат» будут снимать в действующем интернате. Именно здесь развернутся самые драматические события в жизни главных героев.
Довольно точно режиссёру удалось передать атмосферу Горноправдинска образца 80-х годов, жизнь в котором с тех пор почти не изменилась: здесь нет производства, а местные жители занимаются в основном рыболовством, охотой и сбором дикоросов.
«Для нынешних горноправдинцев, — отмечает Ринат Халилуллин, — как и для их предшественников, материальное благополучие не стоит на первом месте. Для счастья им, как и семье Рокиных из нашего фильма, достаточно небольшого клочка земли, коровы, которая даёт молоко, и семьи, которая всегда рядом. К сожалению, некоторые горожане в своей погоне за деньгами часто упускают самое важное».
Соблюдая историческую достоверность даже в мелочах, авторы картины стремятся привлечь к её просмотру тех, чьё детство и юность прошли в таких же отдалённых сибирских деревнях и посёлках, многие из которых сегодня стали молодыми северными городами.
Пальто оказалось мало…
Осенний блок картины снимали в пригороде Ханты-Мансийска, на причале в районе нефтебазы. В 80-е годы, в период интенсивной нефтедобычи, сюда приходили десятки судов. На одном из них, по сценарию фильма, и приплывают дети, которых отдали в интернат.
Среди маленьких пассажиров самоходки выделяется Женя — девочка лет семи, одетая в красное пальто не по размеру. Это подарок старшей сестры, он очень дорог Жене, но она так и не успевает его поносить. Как только девочка переступает порог интерната, она получает казённую одежду.
Проходит месяц, другой, третий, заканчивается год и начинается следующий. Пальто, которое когда-то было на вырост, уже мало, а Женю всё не отпускают домой. В интернате до неё никому нет дела, родителям, которые ждут пополнения в семействе, проще повременить с возвращением дочери.
Почему так происходит? Девочке предстоит повзрослеть и осознать законы жизни.
Детские роли в картине исполняют обычные горноправдинские школьники. Начинающему югорскому режиссёру удалось сделать из деревенских ребят настоящих актёров.
«При отборе детей на роли первого и второго планов, — рассказывает Ринат Халилуллин, — мы просмотрели около 200 школьников в возрасте от 10 до 12 лет. На роль Жени выбрали Вику Федюшкину, на роль её друга Паши — Сашу Резванова. Самым важным для нас было соответствие типажу. Мы не стремились научить детей актёрскому мастерству. Ребята в фильме играют самих себя и ведут себя также как в обычной жизни. Юные актёры трудились с полной отдачей: усердно учили роли и репетировали, по нескольку раз повторяли реплики на камеру, старательно выполняли все задания».
В «Пальто…» снимаются и известные актёры: Александр Баширов играет шайтана Петьку, Вячеслав Руднев — отца Жени, Александра Камышова — воспитательницу интерната Таисию. В съёмках картины также были задействованы молодые перспективные актёры театра обско-югорских народов.
У многих членов творческой группы сложилось впечатление, что какие-то добрые силы помогают в реализации этого проекта. Так, например, по окончанию съёмок на барже судно достигло берега и… сломалось. Как сказали технические специалисты, если бы это случилось на реке — всё могло закончиться печально.
Работу над фильмом планируется завершить весной 2011 года.
«Вся наша жизнь — интернат»
Римма Ефремова, сценарист, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа:
— Весь Север нашей страны вырос в интернатах. С одной стороны, это хорошо — дети из маленьких деревень имеют возможность ходить в школу. С другой, ребёнок, оторванный от родного дома, переживает громадный стресс, который накладывает отпечаток на всю его жизнь, а иногда эту жизнь ломает. Да, сильный человек выживет и станет ещё сильнее. Но все не могут быть сильными. И тот, кто слабее, вынужден приспосабливаться, прогибаться. Человек, растущий не дома, без материнской любви и отцовского присмотра, выпадает из системы координат, которые даёт только семья. Я помню, как у нас в деревне хантыйские матери прятали своих плачущих детей, когда приходила самоходка, чтобы увезти нас к первому сентября в школу-интернат. Думаете, с тех пор что-то изменилось? Разве что дети перестали плакать. К сожалению, фильмом эту проблему не решить. Как вы уже догадались, в основу сценария легла моя история, у многих персонажей есть реальные прототипы. Правда, я не ставила перед собой задачу описать своё детство. Хотя бы потому, что в моём «послужном списке» — пять разных интернатов, и в жизни, скажу честно, были ситуации похуже, чем описанные в «Пальто…». Но фильм не о том, как плохо, что детей лишают дома, а о том, что нужно искать в себе силы жить, несмотря ни на что. Интернат — это модель нашего общества. Законы сосуществования одни и те же. Маленький компромисс оборачивается маленьким предательством. Ты промолчал, когда рядом топчут слабого — завтра затопчут тебя. А если все против тебя? С кем такого не бывало? И не важно, ребёнок ты или взрослый, — каждый раз ты стоишь перед выбором.
Если бы родители не ошибались»
Вика Федюшкина, исполнительница главной женской роли, 10 лет:
— Я играю девочку ханты. В нашем классе ханты не учатся, но есть ребята восточных народностей, с которыми я общаюсь. У меня есть друг Анверт. Он другой национальности, очень весёлый, сильный, с ним интересно. Если бы меня кто-то обидел, Анверт обязательно бы заступился. Я считаю, что друзья должны помогать и поддерживать друг друга. Мне очень жалко ребят, которые живут в детском доме в нашем посёлке. Если бы их родители не совершали ошибок, заботились о них, детей бы не забирали из семьи.
Юлия Царегородцева
![пальто на вырост](http://renstv.ru/wp-content/uploads/2014/11/image17-150x150.jpg)