Млада

Операторское мастерство. Часть вторая

Работа со светом

Восприятие мира невозможно без освещения – благодаря свету мы оцениваем и определяем объем, пространство, форму предметов, их размеры и цвет.

В работе оператора свет является главным инструментом для реализации художественного замысла, для самовыражения.

С помощью различных световых эффектов оператор создает необходимый характер освещения.

Настоящее искусство – это не автоматическое копирование действительности, не стенографический отчет всего, что происходит вокруг.

В нем огромную роль играют внутренняя культура, вкус, чувство меры, такт, талант через обыденнее показывать гармонию, сложность и многомерность повседневности.

Роль освещения

Роль освещения в работе оператора сводится к выделению акцентов, к умению задержать, «зацепить» внимание зрителя одним штрихом, одной деталью.

В практике операторской работы композиция кадра и освещение неразделимы.

Сюжетно важные, основные моменты композиция и освещение позволяют выдвинуть на первый план, сосредоточить вокруг них все повествование.

Работа со светом

Специфика света в работе оператора

Такой сложный и многогранный инструмент, как свет, для операторского дела имеет важнейшее значение и существенно отличается по своей сути от применения в других видах искусства.

Кадр, выстроенный оператором – это почти всегда движение.

В течение короткого временного промежутка зритель наблюдает предметы в разном состоянии или положении.

И необходимо создать оптимальные условия, чтобы он успел охватить, воспринять всю картину в мелочах.

В изобразительном искусстве свет статичен, вы можете сколько угодно долго вникать в элементы полотна.

Оператор обязан учитывать временной фактор в построении композиции, улавливать ее динамику.

Учиться, познавать, применять

И в живописи, и создании теле- или кинокартины необходимо выделять самое интересное, яркое, привлекательное, создавать запоминающиеся образы.

Художник решает эти задачи красками, оператор – светом.

Нельзя замыкаться только в рамках своей профессии, даже если вы уверены, что знаете о ней все.

Изучение золотого фонда живописи может многое дать для развития операторского мастерства, формирует вкус, учит выделять главное, не отрывая при этом предметы от реальной жизни.

Решение основных задач

Правильно выбранный и примененный свет помогает решить многие задачи:

  • определяет время суток, когда происходит действие;
  • указывает на погоду – солнечную или ненастную;
  • ориентирует зрителя в пространстве – жилое ли это помещение в кадре, улица, общественное место и т.д.;
  • кроме того, решает проблемы художественные и эмоциональные – создает настроение, определенную тональность, гармонию или контраст окружающего мира и переживаний героя.

Система техники работы со светом

Основными видами света являются:

  • рисующий – определяет форму и объем предметов, акцентирует одни детали и притеняет другие;
  • заполняющий – прорисовывает тени, определяет контраст;
  • контурный (задний, боковой) – создает световой контур;
  • моделирующий – дополнительно заполняет объем светом, смягчает основные тени, создает блики, проявляет фактурность предметов и их поверхностей.

Оператор использует искусственное и естественное освещение по своему желанию.

Он рассчитывает установку всех осветительных приборов с тем, чтобы по всему диапазону действия создать одинаковое освещение.

Светотональные композиции чрезвычайно многообразны и разносторонни.

Композиционное расположение предметов в кадре неразрывно связано с освещением, на что напрямую влияют художественный вкус, замысел и творческие приемы, применяемые оператором, его взаимопонимание с режиссером.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.