Операторское мастерство

Операторское мастерство. Часть первая

Оператор — одна из основных профессий в кино, на телевидении и в создании разного рода видео.

Именно он, в конечном счете, создает итоговую зрительную форму и фильма, и сериала, видеоклипа, телепередачи, рекламного ролика или репортажа.

Оператор — это не только камера

Его мастерство — это отображение окружающего мира в перспективе, плоскостях объема, света, тени, отражений.

Это творческий художник, владеющий приемами композиции, выразительности самого разного изображения.

В тоже время это технический специалист высокого уровня, который знает, как устроена операторская техника и умеет с ней работать.

Необходимо в совершенстве освоить основные приемы работы с камерой, знать особенности крупных планов, уметь выполнять внутрикадровый монтаж, работать с осветительной техникой.

Оператор делает содержание законченного эпизода для зрителя понятным и выразительным, создает атмосферу, которая окрашивает изображение эмоционально.

Мастерство оператора складывается из умения грамотно выстраивать композицию, свет, цвет, осуществлять режиссуру монтажа.

Композиция

Само слово происходит от латинского composition. И означает это соединение, связь, сопоставление.

В мире искусстве это понятие используют для соединения, сочетания отдельных компонентов, связи их в единое целое.

Главный момент — оно должно быть гармонично и неделимо.

Если композиции нет, она «разваливается» — нет целостности всей работы, она распадается, расчленяется на фрагменты.

Соединение искусств

Кино, теле, видео — искусства, так называемые экранные, они многогранны по своей сути.

В их природе соединяются, неразрывно переплетаются элементы практически всех видов искусств, созданных человечеством.

К примеру, кадр. Построение кадра жестко регламентируется композиционными законами изображения.

Оператор работает со звуком, а значит, должен знать и грамотно применять законы музыкальной композиции.

В основе режиссерской, операторской, монтажной работы лежит драматургия.

Ее законы – это литературные законы композиции.

Театральное искусство – это выстраивание композиций в пространстве и времени.

Что все их роднит и объединяет?

Восприятие человеком пространства и времени. И их законы не выдуманы, а открыты, они изучаются и постигаются.

Если вы их не знаете, более того, не имеете о них ни малейшего представления и не желаете вникать в их суть, вы обречены противостоять человеческой природе. И итог этой битвы предрешен.

Это общая для всех видов искусств непреложная истина.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать такой вывод: композиция — это законы соединения и сочетания всех элементов произведения, как в пространстве, так и во времени, в единое целое.

Даже вовсе не знакомые с теорией композиции практики, волей или неволей, но все равно приходят к пониманию ее законов и принципов.

Они интуитивно, через череду ошибок и неудач, открывают для себя основы композиции.

Законы композиции

К. С. Станиславский: «Искусство зарождается с того момента, как создается непрерывная тянущая линия звука, голоса, рисунка, движения».

Искусство верного, единственно возможного в данном случае построения этой линии — есть искусство композиции.

Закон целостности

Это неизменное приведение всех составляющих произведения к единому целому. Непрерывность их в пространстве и времени обязательна и жизненно важна.

Но не каждый элемент равноценно значим и ценен.

Только автор, в данном случае — оператор, выстраивая кадр, например, решает, какой элемент необходим для создания целостного восприятия, какой только мешает ему.

Второй закон композиции. Закон типизации

Этот закон построен на отборе основных элементов.

А происходит этот отбор по единственно верному и всегда работающему принципу типичности или чужеродности конкретной составляющей для сюжета, эпизода или кадра.

Все отобранные элементы должны гармонично вписываться в общий замысел.

При этом нельзя впадать в другую крайность – излишняя типизация.

Если следовать только подбору элементов по типичности, можно получить просто схему, не имеющую ни индивидуальности, ни характера.

Третий закон композиции. Закон сочетания и сопоставления

Все элементы, которые были отобраны вами, как типичные либо характерные, не должны вступать в противоречие, не могут разрушать значение образа, смысла.

Нельзя создать музыкальное произведения из одной ноты, нельзя написать полотно одной краской.

В принципе, и такое возможно. Но очевидно, что это вряд ли будет иметь отношение к искусству.

Разница межтональных переходов, многообразие и гармоничность созвучий – все это абсолютно верно и в отношении картины окружающего мира, личностного портрета.

И не следует упускать из вида, что даже самые типичные черты не бывают одноплановыми.

Закон контрастов

Единство противоречий, взаимоисключающая неразрывность – не утопия, не красивая игра слов.

Закон контрастов только подчеркивает и целостность, и сочетаемость, и сопоставимость, но при этом указывает на необходимость конфликта, противоречия, контраста.

Единое целое только подчеркивается разнообразием своих элементов и их различием.

И здесь трудно не прийти к тупику – как объединить все законы?

Их полностью примиряет, приводит к согласию следующий закон.

Пятый закон. Подчинение идейному замыслу

Сверхзадача, которая стоит перед оператором по построению гармоничной композиции – четкое подчинение всех деталей, элементов, всех ее составляющих авторскому замыслу, главной концепции создаваемого произведения – для телевидения, для кино или для видео. В следующей статье я расскажу о важности света и работе с ним.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.