режиссер Ринат Халилуллин

Тонкая психология отношений актера и режиссера. Часть вторая

Основные ошибки начинающих режиссеров

Основной материал для режиссера – это творчество актера. И овладеть им непросто, так как зачастую он может оказывать значительное сопротивление. Например, режиссер всячески старался развить процесс самостоятельного творчества в актере. Всеми силами пытался разбудить его яркую фантазию, поставил четкие сценические задачи и даже сам показал, как их можно выполнить. Тем не менее нужного результата не наступило, нет никакой творческой инициативы. Но некоторые режиссеры при этом могут совершать целый ряд ошибок, которые и осложняют ситуацию.

  • Показывают какой-нибудь эпизод из фильма и просят с точностью воспроизвести представленные в исполнении другого актера действия. Но настоящие эмоции спонтанны, их невозможно скопировать по первому требованию. Чтобы вжиться в роль актеру требуется время.
  • Просят у актера конкретного эффекта, который они хотят получить впоследствии у зрителя. Например, сыграть эпизод более смешно. Или, наоборот, предлагают исполнителю стать опаснее в кадре, страшнее. В этом случае актер сразу же выпадает из образа. Он начинает думать об инструкции режиссера и утрачивает естественность, наступает момент осознанности. Актер пытается оценить свои действия со стороны, при этом зачастую теряя связь с партнером по сцене.
  • Диктуют исполнителю, какие чувства или эмоции он должен испытывать во время определенной сцены, в каком психологическом состоянии ему необходимо находиться в момент съемки. И сразу же наступает обратный процесс. Как только актер начинает выполнять требования режиссера: пытается выглядеть влюбленным, напуганным, рассерженным и так далее, он и выглядит на экране просто как исполнитель роли, а не как реальный человек. Любые шаблоны только мешают работе.
  • Часто у начинающих режиссеров в голове находится целый набор заранее заготовленных жестов и эмоций с мельчайшей точностью скопированных с популярных голливудских фильмов. Постановщик достаточно точно представляет их себе и требует от своих актеров их четкого воссоздания. Тем самым автоматически гробит фильм. Ведь в тех картинах, где он увидел эти эмоции, исполнители не копировали их с кого-то, а создавали характеры при помощи режиссера.

Как добиться от актера нужных эмоций или психологического состояния

Некоторые режиссеры полностью исключают из творческого процесса момент импровизации. У них, как правило, имеется в наличие заранее продуманная структурированная эмоциональная карта, по которой они планируют развитие всех сюжетных линий. Но в таком случае ее необходимо не просто навязать актерам, а грамотно создать для них благоприятную среду, которая поможет вызвать ту или иную нужную эмоцию. Окутать исполнителей такой атмосферой, когда он чисто интуитивно достигнет требуемого психологического состояния.

Работа с актером заключается не в том, чтобы продиктовать ему сценические инструкции и ждать результата.

  • Необходимо помочь исполнителю вжиться в свой образ.
  • Снабдить его всей необходимой по персонажу информацией.
  • Рассказать ему о мельчайших деталях образа, о прошлой жизни, чертах характера, пристрастиях.

Только так исполнитель роли сможет максимально понять своего героя, начать сопереживать ему и научится даже мыслить как он.

Как только актер перестанет плакать в своей роли, а начнет оплакивать своего героя, можно сказать, что работа режиссера выполнена правильно. Теперь остается только задавать для творческого процесса правильное направление, создавать оптимальную атмосферу для возникновения нужного эмоционального накала страстей. Подталкивать актера к определенным действиям в сюжетах, а не диктовать их – вот правильная работа режиссера.

Психология в работе с актерами

Талантливый профессиональный режиссер никогда не будет винить актера в неудачах съемочного процесса. Он всегда ценит и любит исполнителей. Если работа с актером не приносит видимого результата, ищет причину в собственных ошибках, подвергает критике каждое свое сценическое задание. Довольно чуток и внимателен к творческому коллективу, приспосабливается к каждой личности в отдельности.

Во время работы с актерами режиссер должен проявлять как можно больше терпения, быть убедительным и в то же время немногословным. Ведь материал для его искусства очень сложный, капризный, а зачастую и довольно ранимый. И чтобы добиться от него необходимого результата нужно обладать недюжинными профессиональными навыками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.