Александр Баширов

Тонкая психология отношений актера и режиссера. Часть первая

Основным материалом для работы режиссера является мастерство актера. Ни одна кинокартина или спектакль не станет шедевром, не обретет художественной ценности и не найдет понимания у зрителя, если исполнители ролей не смогут в полной мере раскрыть характеры своих персонажей. Нужно уметь заставить актера творить, чувствовать, мыслить. Работа с актером во время съемок или создания спектакля самый насущный вопрос для режиссера.

Когда начинается работа с актером

Ошибочно предполагать, что работа с актерами начинается с первой репетиции или с началом съемочного процесса. Уже во время кастинга талантливые режиссеры подключают все свои профессиональные возможности, чтобы подобрать именно тот состав исполнителей ролей, который сможет максимально раскрыть все поставленные перед ним образы.

Сторонний наблюдатель никогда не поймет, почему во время проб постановщик, увидев блестяще сыгранный эпизод в исполнении известного актера, тем не менее отдает свое предпочтение малоизвестному исполнителю. Человек, обладающий огромным опытом, всегда мастерски отработает сцену практически с листа, особенно темпераментные эпизоды. Но это не имеет никого отношения к настоящей работе.

Только наивный или начинающий режиссер может купиться на такие образы. На самом деле – это всего лишь штамп актера, который вырабатывается в процессе многолетнего опыта. У хороших исполнителей их сотни, а у поистине великих тысячи. Задача же режиссера отличить настоящую игру от такого штампа. Он должен прочувствовать актера и помочь ему максимально раскрыться, чтобы правильно определить, насколько близок тому образ его персонажа.

Взаимопонимание между режиссером и актером

От того какие взаимоотношения между актерами и режиссером царят на съемочной площадке зависит успех всего творческого процесса. Зачастую постановщики предпочитают задействовать в своих картинах тех исполнителей ролей, с которыми уже работали ранее. Талантливые режиссеры знают, что открытое и доверительное сотрудничество всегда приносит грандиозные плоды. Невозможно заставить актера вжиться в образ при помощи кнута, а вот профессиональное общение на психологическом уровне и правильная работа с актерами помогает создавать поистине великие шедевры.

Глядя на некоторые творения режиссеров можно легко проследить определенную любовь мастера к тому или иному актеру. Вспомним хотя бы Тима Бартона, который приглашал Джонни Деппа во многие свои картины. Этот удивительный тандем настолько четко сработался, что каждый новый фильм открывал в игре актера совершенно неожиданные стороны. Бартон не раз подчеркивал разноплановость образов своего любимчика.

То же самое можно наблюдать и в отечественных картинах. Например, Тимур Бекмамбетов отдает заметное предпочтение Сергею Безрукову и Константину Хабенскому. А один из самых талантливых режиссеров Эльдар Рязанов обожал работать с Лией Ахеджаковой и Людмилой Гурченко.

Многолетняя практика показала, что наиболее выразительные и значимые средства режиссуры могут удачно раскрыться только в сработавшихся коллективах, где было достигнуто полное взаимопонимание между режиссером и актерами. Чтобы начать с легкостью улавливать желания и мысли друг друга, они должны найти точку соприкосновения на духовном уровне и достичь единства взглядов. И это в итоге принесет только максимально качественный результат.

Основные задачи режиссера в отношении актерского состава

После того как кастинг пройдет, роли распределены между актерами начинается основная работа. Теперь режиссеру предстоит вызвать во всем составе исполнителей творческий процесс. Необходимо приложить максимум усилий и пробудить в актерах их органическую природную сущность. Именно она даст толчок для самостоятельного, постоянного и полноценного творчества.

Чтобы работа с актером приносила реальные плоды, режиссер сам должен уметь:

  • Вжиться в любой образ.
  • Растолковать роль.
  • Показать, как правильно ее сыграть.
  • Грамотно объяснить исполнителю все то, что будет осуществляться в процессе съемок или постановки спектакля.

Но даже когда режиссеру, наконец, удастся разбудить во всем коллективе нереальную жажду творческой деятельности, его работа с актерами на этом не заканчивается. Теперь нужно постоянно поддерживать этот процесс, направлять его в определенное русло и ни в коем случае не дать угаснуть на середине пути.

Во время работы с актером режиссер должен обязательно почувствовать его индивидуальность. Создать для каждого максимально комфортную обстановку для работы и самовыражения. Ведь для одного исполнителя чтобы собраться и полностью выложиться, необходим покой и тишина, а другой никак не может обойтись без должного эмоционального всплеска. Задача режиссера найти подход к каждому актеру и уметь простимулировать выброс его творческого потенциала.

Более того, постановщик должен чувствовать, до каких пределов можно настаивать на той или иной поставленной перед исполнителем задаче. Видеть фантазию актера и его импровизацию, следовать за ней в определенной мере и в то же время направить ее в нужное русло или полностью исправить, но при этом не дать ощутить давление со своей стороны. Об основных ошибках начинающих режиссёров я вам расскажу в следующей статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.