Когда в 2009 году мне предложили подготовить Светлану к конкурсу красоты, разговор был такой:
– Сколько времени у меня есть?
— Месяц.
— А количество участниц?
-89.
— Шансов нет, ответил я.
Но когда я познакомился со Светланой, то понял, что ошибался. Она оказалась очень способной. Сценической речью, актерским мастерством, эстрадным танцем – всем этим она овладела в довольно короткие сроки.
Один из предметов который ей «экстренно» пришлось изучить, это риторика.
Секреты риторики.
Одной из главных составляющих позиционирования себя является ваше умение говорить.
Говорить так, чтобы тебя слышали и хотели слышать.
Определи темы (ракурс тем).
Старайся не повторяться, если перед тобой уже кто-то выступал.
Избегай фраз: «как уже сказала Валентина Ивановна…», » Я не готов…», » На самом деле уже все сказано..».
Сделай начало запоминающимся.
Как привлечь внимание аудитории сразу? Может быть шуткой, анекдотом, вопросом? Или цитатой, либо откровенным признанием? Что точнее попадет в ожидании аудитории?
Если вы хотите иметь имидж творческого человека, умеющего в глазах публики и коллег нестандартно мыслить и, более того, быть интересным собеседником, вы должны говорить так, чтобы вас слушали и хотели слушать.
Первый вопрос, который вы себе задаете: «А что за аудитория, перед которой я должен говорить?». После этого вы определяете ее возраст, хотя бы приблизительный, образовательный уровень, профессиональную принадлежность. Пришли ли эти люди по собственному желанию или их привели принудительно? Чего они ожидают от вас, от происходящего события?
Выяснив все это, определите цель своей речи. Обычно, отталкиваясь от этих параметров, выделяют 3 вида речи:
– речь-убеждение – для того, чтобы убедить или высказывать свое мнение;
– речь-информирование – для того чтобы проинформировать;
– речь по случаю – для того чтобы высказаться по случаю.
Выберите повод для своего выступления – вы хотите убедить аудиторию принять вашу точку зрения, проинформировать или сделать некоторые разъяснения. А может побудительной причиной вашей речи станет желание вдохновить или развлечь собравшихся людей, поблагодарить или поздравить их.
Конечно, каждый тип речи имеет свои особенности. Если вы хотите убедить, то здесь, как правило, используются односторонняя информация и аргументация. Финал речи содержит призыв.
Не стоит забывать, что убеждая других, мы, прежде всего, обращаемся к воле и чувствам аудитории.
Психология риторики – наука не только о том, как доказывать, но и о том, как убеждать. В таких случаях предлагаю использовать следующую технику:
1. Активно используйте слова – обращения типа: «видите ли», «знаете ли», «поймите», «поверьте», «представьте», «согласитесь» и т.д.
Это позволяет сформировать о себе благоприятное мнение у той или иной аудитории:
2. «Не говорите, а разговаривайте» – вспомнте, что люди больше любят: когда им советуют или когда с ними советуются?
Психологи считают, что в ситуации, когда человек не просил, а ему советуют – его как бы «принижают», а когда советуются – «возвышают».
Так вот, когда выступающий говорит что-нибудь аудитории, это тоже самое, что советовать, а когда разговаривает с аудиторией — это то же самое, что советоваться. От «возвышения» человек испытывает положительные чувства, здесь срабатывает закон ассоциаций: приятные чувства связываются с их источником — человека тянет к объекту, от которого ему «хорошо», а это — уже мнение, положительное мнение. Значит, делаем вывод. Выстраивая речь-убеждение, стремитесь не говорить, а разговаривать – «не держите монолог, ведите диалог».
А вот при информировании и разъяснении в своей речи обращайтесь к разуму слушающих. Ориентир на сердце и чувства станет главным в речи по случаю. Такие речи произносятся на чествовании, праздновании чего – либо, по случаю торжественного события и включают в себя слова поздравления, приветствия или прощания.
Речи названных трех типов могут готовиться заранее или произноситься экспромтом, т.е. совершенно спонтанно.
К типу — «речь-убеждение» всегда относится предвыборные речи политиков. Многие политики используют технику «говорить то, что хотят услышать». Также можно применять и другие приемы: «провоцирование улыбки», «преодоление социального табу», но об этом в следующей статье.
За первое место в конкурсе Светлане вручили Opel Astra.