Режиссура, как вид творческой деятельности, и сама профессия режиссер зародились в конце девятнадцатого века на театральных подмостках. С появлением кино самые «продвинутые» режиссеры того времени стали переносить свой сценический опыт на киноэкран. Из театра в кинематограф пришел, например, один из величайших мировых актеров и режиссеров Чарли Чаплин. Можно привести множество имен знаменитых режиссеров, добившихся невероятных успехов на сцене и в кино. Ярчайшим современным российским представителем создания театральных шедевров и фильмов является Марк Захаров.
Французское слово «regisseur» произошло от латинского «rego», что означает «управлять». Так чем же управляет человек этой загадочной профессии, не всегда доступной пониманию простого смертного?
Кинопроизводство как коллективное творчество
Как известно, кино – это синтетический вид искусства. Художественные произведения создаются здесь усилиями людей многих профессий: артистами, сценографами и декораторами, кино и видео операторами, художниками по свету, звукорежиссерами, работниками технических и административных групп. Коллективный труд всех этих специалистов подчинен осуществлению единой цели: воплощению в жизнь замысла режиссера-постановщика. Задача режиссера – объединить разнородную группу исполнителей в коллектив единомышленников с тем, чтобы грамотно управлять процессом реализации проекта.
Замысел режиссера и инструменты его реализации
Именно с замысла начинается творческая работа. Концепция будущего фильма может возникнуть в воображении режиссера через образ или случайную картинку, подсмотренную в жизни. Образы начинают будоражить фантазию мастера и требовать материализации. Первым шагом на пути к воплощению становится литературная основа, то есть сценарий картины.
· Работа со сценаристом
Некоторые постановщики сами являются сценаристами своих картин. Например, Андрей Тарковский, успешно совмещал литературный дар с выдающимся талантом режиссера. Но это редкостное исключение из правил, в обычной практике сценарий пишут профессиональные литераторы. Тем не менее, перед тем, как приступить к съемкам, режиссер придирчиво изучает сценарный материал и, по согласованию с автором, делает необходимые правки.
· Процесс раскадровки картины
Окончательный вариант сценария требует визуализации, то есть разбивки на ключевые кадры с помощью графических картинок. Это называется раскадровкой. Чем она подробнее, тем легче обнаружить ошибки и править их в процессе съемки. Раскадровка значительно оптимизирует расход времени и финансовые затраты на съемочной площадке.
· Режиссерский сценарий
Рабочий режиссерский сценарий – главный план работы на съемочной площадке для постановщика и оператора фильма. Он составляется в виде таблицы, разбитой на графы, в которых четко прописываются ключевые кадры и ремарки к ним:
- место действия (или объект)
- время события
- план: общий, средний, крупный, дальний, проезд, наезд и т.д.
- длина кадра (метраж)
- содержание кадра (текст описания должен соответствовать фрагментам текста литературного сценария).
Отдельная графа оставляется для рабочих пометок режиссера.
· Выбор актеров и работа с ними
Через артиста режиссер создает образ каждого персонажа своей истории. Чем талантливее исполнитель, тем ярче создаваемый им герой будет влиять на воплощение сверхзадачи картины. Но иногда один, особо одаренный, актер может «переиграть» в фильме своих собратьев по цеху, да так, что невольно пострадает общий замысел режиссера. Поэтому на начальном этапе постановщик разрабатывает концепцию каждой роли, а в процессе съемки помогает артисту «лепить образ», строго следуя идее и сюжету киноленты.
Очень важно, чтобы исполнитель разделял точку зрения режиссера на пластический образ и внутренний рисунок роли своего героя. Однако, замысел режиссера – это не просто диктаторская установка от «а» до «я». В процессе его реализации могут возникать импровизационные моменты. Если постановщик талантлив и способен к экспромту (а это очень важно для профессии), он всегда позволяет артистам фантазировать на съемочной площадке и с готовностью пользуется любым предложением, работающим на более полное раскрытие образа.
Видео становится больше и лучше с каждым годом, и я уверен, что почти каждый знает хотя бы одного начинающего режиссера. Я люблю снимать фильмы и фотографировать, но основная проблема, с которой я сталкиваюсь, – это количество оборудования, необходимого для выполнения работы. Это могут быть большие важные детали, такие как камера или фонари, а также крошечные важные аксессуары, которые значительно облегчают жизнь. Если вы ищете что-то для подарка другу-кинематографисту или какие-то ключевые компоненты для обновления вашего комплекта, обратите внимание на следующее.
1. Компактные фонари
Если есть что-то, что нельзя переоценить, так это то, что свет необходим для кинопроизводства. Я не говорю, что вам следует подобрать для своего приятеля большой старый комплект освещения – надеюсь, у него что-то уже есть, – но хороший выбор – ультрапортативный светильник, который может выполнять роли, на которые стандартный комплект не может. Хорошим примером может служить светодиодный светильник Aputure MC RGBWW. Этот чрезвычайно легкий светильник может создавать практически любой цвет и имеет опции специальных эффектов, таких как папарацци, фейерверк, полицейская машина и многое другое. Это идеально подходит для создания различных образов или эффектов или даже для использования в качестве крошечного заполняющего света в компактном пространстве. На него стоит взглянуть, и любой начинающий режиссер может получить от него пользу.
Светодиодный светильник Aputure MC RGBWW
Светодиодный светильник Aputure MC RGBWW
2. Производственный сланец
Ничто не делает небольшое производство более профессиональным, чем грифельная доска. Это также чрезвычайно функциональный инструмент. В первую очередь, он используется для синхронизации звука в посте при использовании двухсистемного звука, хотя все заметки, написанные на планшете для каждого дубля, помогут организовать вашу съемку и монтаж. Использовать его на съемочной площадке – очень хорошая привычка, независимо от того, насколько маленьким было производство.
9-секционный акриловый сланец Elvid с цветными палочками
9-секционный акриловый сланец Elvid с цветными палочками
3. Портативное хранилище
Видео занимает много места, а новые камеры с более высоким разрешением и частотой кадров только сводят кинематографистов с ума. Быстрое портативное хранилище всегда можно найти с пользой, а небольшие твердотельные накопители – лучший выбор для хранения ценных видео. Нет ничего хуже, чем потеря отснятого материала из-за неисправного диска. Для обычного накопителя Samsung выпускает твердотельные накопители T5, получившие высокую оценку, в различных размерах и цветах. Для чего-то с немного большей функциональностью беспроводной привод, который может выполнять резервное копирование карты, неоценим при съемке на месте – посмотрите на GNARBOX 2.0, чтобы увидеть хороший пример visit this online shop.
Портативный твердотельный накопитель Samsung T5 емкостью 1 ТБ
Обычно поиском исполнителей ролей для игрового кино занимаются режиссеры по подбору актеров. Постановщик только смотрит пробы и утверждает выбранные кандидатуры. Многие известные режиссеры уже заранее знают, кто будет сниматься у них в кино, и даже заказывают сценарий на того или иного исполнителя. Известны «пристрастия» такого выдающегося мастера, как Никита Михалков. В костяк актерских ансамблей большинства его фильмов входили Олег Меньшиков, Александр Адабашьян, Александр Калягин, Юрий Богатырев. Марк Захаров любил снимать Александра Абдулова, Евгения Леонова, Семена Фараду, Александру Захарову.
Особенности режиссуры документального кино и телевидения
Специфика документального кино такова, что здесь не выстроишь постановочный кадр, в его основу берутся подлинные события и факты. Постановщиком событий является сама жизнь, а героями – не изображаемые актерами персонажи, но живые люди.
При создании игрового кино режиссер прислушивается, в основном, к своему собственному «я», выстраивая концепцию фильма сообразно личным ощущениям и творческим порывам. Документалисты, в первую очередь, обязаны впитывать информацию, выслушивать окружающих, чтобы понять человеческую сущность героя, мотивы его поступков и выразительными средствами кинематографа передать услышанное своим будущим зрителям.
В телевизионной режиссуре важное место занимает экспромт. Съемки происходят «здесь и сейчас», поэтому режиссеру приходится по ходу координировать съемочный процесс, оперативно принимать важные решения.
Обучение режиссуре – первый шаг на пути к реализации творческих идей
Обычно в режиссуру идут люди с неординарным мышлением, оригинальными взглядами на жизнь и самостоятельной точкой зрения. Сегодня получить специальные знания они могут в любом профильном ВУЗе, главными из которых в нашей стране по-прежнему являеются ВГИК и СПУКиТ.