Отдавать предпочтение документальному кино — мировой тренд, набирающий силу. В связи с этим нам особенно отрадно лишний раз вспомнить о существовании собственной, сильной и самобытной, новосибирской школы кинодокументалистики. Поводом для встречи стал XIV Международный фестиваль документального кино «Встречи в Сибири», проходивший со 2 по 6 сентября в кинотеатре «Победа» visit blue dream.
Фестиваль «Встречи в Сибири», который уже давно и по праву считается значительным культурным событием в жизни региона, он состоялся при поддержке Министерства культуры РФ, министерства культуры Новосибирской области, мэрии Новосибирска, кинотеатра «Победа», Западно-Сибирской киностудии, Союза кинематографистов России, ОГУК «Новосибирсккиновидеопрокат», киновидеостудии «Пирамида» и студии «Азия-фильм». Бессменным организатором и директором фестиваля является режиссер Элла Давлетшина. По традиции фестивальная программа предлагает не только отличную подборку российских и зарубежных документальных лент, но и возможность живого общения с создателями фильмов и легендарными кинематографистами.
С общения все и началось. В день открытия фестиваля в IQ-баре кинотеатра «Победа» прошел круглый стол с дискуссионным названием «Документальный фильм: искусство или журналистика». Однако спора, в котором рождается истина, не случилось — скорее это был заинтересованный и доброжелательный обмен профессиональными мнениями. «Все жанры хороши, кроме скучных», — напомнил слова Вольтера маститый новосибирский режиссер Виталий Гонов, сделав, однако акцент на визуальной составляющей авторского документального кино. По его мнению, именно такой кинематограф умеют делать в Новосибирске. Ему ответил оператор Борис Травкин: «Авторское документальное кино — уникальное явление. Раньше мы старались каждый фильм снимать красиво, выразительно, пейзажно. Сегодня в документальном кино становятся очень важными слово и смысл. Мысль героев должна быть очень внятной, она должна быть развита по законам драматургии, должен быть сюжет».
Однако не все так просто — увидеть документальное кино сегодня можно в основном по телевизору, так как в широкий кинопрокат оно попадает крайне редко. При этом само телевидение изначально является скорее фактом журналистики, чем искусства. Об этом противоречии напомнила кинокритик Роза Литвиненко, она считает, что жанровые границы сегодня размыты. «Хотим мы чистоты жанра или нет? — задает она риторический вопрос. — Когда мы встречаемся с такими великолепными фильмами, как «Подстрочник» Олега Дормана, любые теоретические рассуждения отходят на второй план». Преподаватель факультета журналистики НГУ, режиссер Лилия Галкина вспомнила об истории — “Все кино выросло из хроникального по сути «Прибытия поезда» братьев Люмьер, и в дальнейшем развитие технологий влияло на развитие и соотношение жанров в кино и телевидении”.
Элла Давлетшина рассказала о том, как менялись ее взгляды на природу документального кино: если раньше сделать фильм на основе интервью она считала недопустимым, то, работая над фильмом об Арнольде Михайловиче Каце, поняла, что через пару десятков лет даже то, как человек говорит, может стать художественной ценностью. Режиссер и продюсер Оксана Максимчук рассказала о четком жанровом делении фильмов, на котором основано государственное финансирование производства фильмов в Голландии. Оксана уже больше 20 лет живет в этой стране, а ее фильм «Адаптерс», представленный на фестивале, исследовал в числе прочих и проблемы эмиграции.
Еще один режиссер, автор фильма «Вместе с маэстро» Ринат Халилуллин, пришел в документалистику из художественного кино: он много работал с Сергеем Соловьевым как режиссер монтажа, снял несколько своих режиссерских работ. «Я сам все время стараюсь понять, что же я делаю. С одной стороны, важна хорошая картинка, с другой — событийность, оперативность, мобильность. Адаптировать свои мысли для зрителя, вот что для меня важно», — рассуждает Ринат Халилуллин. Режиссер из Белоруссии Сергей Трахименок, который представил в день закрытия фестиваля фильм «Уроки физиогномики» о сибирском писателе Николае Самохине, рассказал о том, что в его фильме документальные эпизоды соединены с игровыми, в которых воспроизводятся ключевые цитаты из произведений писателя.
Дискуссия развивалась скорее вширь, чем вглубь. Речь зашла о соотношении творчества и мастерства, о социальной и этической функциях документалистики. Когда в финале выяснилось, что общепринятой дефиниции документального кино не существует, стало ясно: документальное кино остается живым, развивающимся делом, у которого еще все впереди. «Документалистика интересна только тогда, когда внедрена в вымысел, а вымысел интересен только тогда, когда его подтверждают факты», — возможно, добавил бы Жан-Люк Годар, если бы присутствовал на этой встрече.
Особенность фестиваля в этом году — специальные программы. Программа архивного кино и кинохроники была посвящена 120-летию Новосибирска. Уникальные архивы и сюжеты киножурнала «Сибирь на экране», памятного многим кинозрителям, предваряли все фестивальные показы. Огромный интерес публики вызвала программа «Дни Арнольда Михайловича Каца», которая, кроме фильмов и архивных записей о маэстро, включала также фотовыставку и ряд встреч. Ценители музыки по достоинству оценили уникальную возможность увидеть и услышать Шестую симфонию П. Чайковского в исполнении Новосибирского симфонического оркестра и его создателя Арнольда Каца. Также в рамках фестиваля начинающим авторам и режиссерам выпала возможность поучаствовать в презентации и обсуждении студенческих работ учащихся «Школы Булата Юсупова» из Уфы.
Рассказать обо всех фильмах невозможно, каждый был хорош по-своему. Но нельзя не упомянуть о работе венгерского режиссера с говорящим названием Final Cut, то есть «Окончательный монтаж». Это великолепное, ироничное и трогательное кино задумано как коллаж, фрагментами которого стали кадры из без малого 500 художественных фильмов с участием Чарли Чаплина, Марчелло Мастроянни, Алена Делона, Кларка Гейбла, Вуди Аллена, Бреда Питта, Леонардо ди Каприо, Тони Люн Чу Вая, Греты Гарбо, Авы Гарднер, Софи Лорен, Джулии Робертс, Одри Тоту. Сюжет прост и вечен — встреча и первое свидание, нежность и страсть, любовь и замужество, ревность и измена, ссоры и примирения… Сначала фильм поражает свежестью подхода, потом хочется отгадывать имена и названия, в конце концов начинаешь просто сопереживать чувствам героев. И неважно, является это кино документальным или игровым — такие фильмы хочется смотреть каждый день. Но показывают их только на фестивалях.
Автор: АННА ОГОРОДНИКОВА
“Континент Сибирь”