В мире кино Ринат Халилуллин в особом представлении не нуждается. Он – председатель регионального отделения «Союз кинематографистов России» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа, двукратный обладатель ТЭФИ; создатель множества интересных документальных и игровых проектов; режиссер монтажа художественных фильмов Сергея Соловьева «Анна Каренина», «Асса-2» и «Одноклассники», а также кинолент «Franz + Polina», «Четвертое желание», «Шукшинские рассказы», «Вызов». А еще Ринат – простой и хороший человек, с которым мы решили поговорить о жизни…

– Кино бывает фестивальным, игровым, документальным, а к какому жанру следует отнести твои работы последних лет? На мой взгляд, в них присутствует все понемногу.
– Пожалуй, к артхаусу, авторскому кино, не рассчитанному на широкую аудиторию.
– Ты выступаешь в роли оператора, монтажера, режиссера и даже продюсера, но кем по сути являешься – если использовать одно слово для определения?
– Наверное, творцом. В то же время не считаю себя каким-то особенным. Человек, впервые берущий в руки гитару, учится играть произведения великих авторов и лишь потом пробует создать что-то свое.
– Неужели до сих пор учишься?
– Постоянно, и у каждого человека, с которым сводит судьба. Любая встреча – это не просто случайное совпадение, а определенный результат определенного пути.
– А откуда он пролег, этот путь?
– Родился в Ульяновской области, но в пятилетнем возрасте стал сургутянином – на работу в этот город пригласили мою маму, художника-оформителя. После школы поступил было в университет на физический факультет, но оставил учебу и вместо этого отправился служить Родине. После демобилизации по рекомендации своего тренера по дзюдо устроился работать оператором по добыче нефти и газа, но через пару лет понял, что это размеренное, упорядоченное и никчемное существование для меня бесполезно, что в жизни надо что-то кардинально менять.
Вот так почти случайно оказался в «Сургутинтерновостях» в качестве эфирного выпускающего – по большому счету поначалу лишь менял видеокассеты с фильмами, которые шли в эфир. Кабельное телевидение тогда только-только становилось на ноги, и мне все это было жутко интересно.
– А в какой момент почувствовал, что увлечение может перерасти в профессию?
– Поначалу таких планов не возникало, но постепенно стал приглядываться к работе коллег-телевизионщиков и начал потихоньку им завидовать. По ночам, во время дежурств, изучал монтажное дело, технику съемки. Со временем на меня обратили внимание Виктор Журавлев и Екатерина Логинова, предложили попробовать себя в монтаже. Затем была работа в телекомпании «СургутИнформТВ», где огромное влияние на мое профессиональное становление оказал главный режиссер Владимир Малик.
– Как в твоей жизни возник Ханты-Мансийск?
– Сюда в 2000 году меня пригласил руководитель ТРК «Югра» Олег Урушев, как раз приступивший к формированию киностудии «Югра-фильм».
– Важным этапом твоей биографии стало долгое и продуктивное сотрудничество с режиссером Сергеем Соловьевым. Любопытно, как складывались ваши взаимоотношения?
– Три года довелось работать с ним в Москве над созданием фильмов «Анна Каренина» и «Асса-2» – в качестве режиссера монтажа. И эти годы нельзя назвать простыми. В силу возраста и отнюдь не покладистого характера я считал себя состоявшимся мастером, а Сергей Александрович не спешил соглашаться с этим утверждением. Меня это обижало, поэтому мы нередко конфликтовали, всерьез спорили, иногда на повышенных тонах. Но постепенно нашли взаимопонимание, я многому научился у Сергея Александровича. Это была крутая школа.
– В разных проектах Ринат Халилуллин указан в качестве монтажера, сценариста, режиссера – что же заставляет тебя постоянно переквалифицироваться? Наверное, это происходит не от хорошей жизни?
– Ты прав, далеко не всегда устраивает работа отдельных специалистов, поэтому порой легче самому взять камеру или сесть за монтажный стол, чтобы добиться реализации замысла. Но в какой-то момент понял, что нельзя быть этаким «человеком-оркестром», надо просто поискать рядом настоящих профессионалов. А они – есть, в Югре появилось достаточно много людей, которые стремятся к созданию качественных фильмов. Не случайно мы зарегистрировали здесь региональное отделение «Союз кинематографистов Югры».
– Представители творческих профессий, обладающие божьей искрой – или считающие себя таковыми, рано или поздно перебираются в столицу и другие крупные города. А почему ты еще здесь?
– Соловьев предлагал мне переехать в Москву, но мне казалось, что таким образом я попаду в некое творческое «рабство». Помню, однажды в сердцах предложил Соловьеву в титрах «Ассы-2» указать Рината Халилуллина в качестве «режиссера монтажа – гастарбайтера», и в результате именно так я там и значусь. За три года работы в столице разобрался в механизме работы отечественного кинематографа и понял, что мне неинтересно заниматься исключительно зарабатыванием денег. Мне нужно, чтобы здесь, в Югре, снимали качественное кино.
– Представим, что в каждом регионе появится своя киностудия, которая примется «выдавать на-гора» фильмы. То есть множество специалистов будет пытаться создавать некий продукт – в условиях нехватки опыта, оборудования и денег, таким образом распыляя российские кинематографические силы. Может быть, правильнее отдавать все мощности нескольким крупным киностудиям, которые и завалят нас киношедеврами?
– Думал об этом и все-таки убежден, что кино должно быть привязано к конкретным регионам.
– И у него есть будущее?
– Много ребят горят желанием снимать, и у многих это получается.
– Даже создавая кино «на коленке»?
– Любое дело начинается «с коленки», главное – суметь потом подняться на ноги.
– В последние годы ты создаешь фильмы, которые вряд ли окажутся интересными широкому кругу потребителей. Это расстраивает?
– Нет. На наших фильмах невозможно зарабатывать, поэтому они неинтересны частным инвесторам, и заказчиком выступают госструктуры. Но эти фильмы честны по своей сути и в них «зашиты» правильные, человеческие ценности. Даже если у одного зрителя после просмотра картины отзовется в сердце, значит, мы работали уже не зря.
– Но как заставить посмотреть такие фильмы обывателя, чьи вкусы воспитаны на «наших рашах», «трансформерах» и «бабушках легкого поведения»?
– Механизм достаточно отработан – с помощью активистов Молодежного парламента Югры, Киновидеоцентра, множества неравнодушных граждан, понимающих, на какое кино надо заставлять идти подрастающее поколение – хотя бы для того, чтобы юные зрители понимали, «что такое хорошо и что такое плохо». Самые важные ценности надо доносить, даже если они чего-то не понимают.
– Давай представим, что «в кармане» имеется безразмерный бюджет – какое кино ты бы мечтал снять?
– Полнометражный игровой фильм о нелегком пути творческого человека.
– Я критически подхожу к оценке любых фильмов – в том числе и твоих, но «Югру для ленинградцев» считаю настоящим шедевром. Ты согласен с тем, что на сегодняшний день это лучшее кино Рината Халилуллина?
– А вот я поначалу считал этот фильм рядовым и даже недостаточно хорошим, чтобы выдвигать его на ТЭФИ. Вышло все наоборот.
– Почему ты не снимаешь комедии?
– Понимаю, что в наше время невозможно создать что-либо уровня Гайдая, при этом не опуская на потребу толпе юмор ниже пояса.
– Чьим мнением будешь руководствоваться при оценке качества своих картин?
– Я могу обсудить работу с другими людьми, прежде всего – с членами своей семьи, но основной и самый строгий судья – я сам.
– Раз уж мы заговорили о семье, представь, пожалуйста, ее членов!
– Жена – моя постоянная муза, которая во всем мне помогает. Дочь – мой критик.
– Где можно повстречать Рината Халилуллина, когда он не занят процессом создания кино?
– Да где угодно, но непременно с фотоаппаратом. Семья даже отказывается со мной гулять, потому что этот процесс превращается в затянувшуюся фотосъемку. Еще люблю путешествовать.
…Такой вот он, наш режиссер – открытый и погруженный в себя, стеснительный и харизматичный, простой и оглушительно глубокий. И мы будем с нетерпением ждать его новых замечательных работ!