Снять хороший фильм о детях и животных – непросто. Здесь очень важно не лукавить и быть искренним, считает югорский режиссер Ринат Халилуплин, который снимает фильм «Пальто на вырост». И вот когда съемки двух частей уже позади, есть опасение, что югорчане так и не увидят премьеру.
Кинорежиссер Ринат Халилуллин и главная героиня фильма Женя (Вика Федюшкина)
Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту.
Бернардо Бертолуччи
Ринат Халилуллин (киноакадемик, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа. – прим. авт.) известен как режиссер монтажа фильма «Franz + Polina» (реж. Михаил Сегал), фильмов Сергея Соловьева «Анна Каренина» и «АССА-2». «Пальто на вырост» – его дебют в большом кино. Ринат, увидев сценарий Риммы Ефремовой (Римма Ефремова – сценарист, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа. – прим. авт.), не стал сомневаться в необходимости подобной картины для югорских зрителей и сразу приступил к съемочному процессу.
По сюжету, девочку ханты из глухой сибирской деревни родители отправляют на лечение в интернат. Но вместо двух месяцев Женя Рокина проводит там несколько лет. Ее окружение – такие же одинокие и брошенные дети. Они говорят на разных языках, но разделяют одну судьбу.
Осенний блок картины снимали в пригороде Ханты-Мансийска, на причале в районе нефтебазы. В 80-е годы, в период интенсивной нефтедобычи, сюда приходили десятки судов. На одном из них, по сценарию фильма, и приплывают дети, которых отдали в интернат. Среди маленьких пассажиров самоходки выделяется Женя – девочка лет семи, одетая в красное пальто не по размеру. Это подарок старшей сестры, он очень дорог Жене, но ей так и не придется его поносить. Как только девочка переступает порог интерната, ее одевают в казенную одежду. Проходит месяц, другой, третий, заканчивается год, и начинается следующий. Пальто, которое когда-то было на вырост, уже мало, а Женю все не отпускают домой. В интернате до нее никому нет дела, родителям, которые ждут пополнения в семействе, проще повременить с возвращением дочери.
Почему так происходит? Девочке предстоит повзрослеть и осознать законы жизни.
«Посмотрев этот фильм, каждый найдет что-то для себя, – рассказывает Ринат Халиуллин. – Родительская любовь и ее отсутствие, дружба, предательство. Словом, психологическая драма». А вот можно ли так сказать про популярные в наше время голливудские блокбастеры? Сомневаюсь и думаю, вы со мной согласитесь. «Насколько получится воплотить все так же честно и трогательно – покажет время», – задумчиво говорит режиссер. В фильме присутствует и национальный аспект. Когда главная героиня Женя попадает в интернат, она знакомится с детьми разных национальностей. Ребенок понимает: если ты русский – у тебя будет больше привилегий.
Найти место для съемок – оказалось сложной задачей, ведь по задумке действие должно было происходить на территории Югры в 80-е годы XX века. «Признаюсь, мы долго ездили по региону и искали подходящую панораму. Как-то я увидел одну интересную фотографию: домик, закат, речка рядом. Выяснил, кто фотограф, узнал потом и про сам населенный пункт, им оказался Горноправдинск», – вспоминает Ринат. Перед тем как приступить к съемкам фильма, творческая группа проделала огромную подготовительную работу, занимались со сценаристом, художником-постановщиком, костюмерами. Первый блок был отснят в июне 2010 года, а следующий – в октябре. По словам Рината, инвентарь пришлось искать уже на месте, в Горноправдинске. Каждый, кто имел хоть какое-то отношение к этому фильму, считал своим долгом помочь. Кто баночку принесет, а кто утюг.
Роли детей в фильме исполняют обычные горноправдинские школьники. На роль Жени выбрали Вику Федюшкину, на роль ее друга Паши – Сашу Резванова. При отборе главным критерием было соответствие типажу и раскрепощенность ребятишек перед камерой. Югорскому режиссеру удалось сделать из деревенских ребят настоящих актеров. Снимаются в фильме и известные актеры. В роли отца Жени Рокиной – московский актер Вячеслав Руднев. На его счету уже 15 картин. Столько же игровых фильмов снял главный оператор картины Сергей Ландо. Второй оператор, Александр Мазур, известен работой над фильмом-победителем берлинского кинофестиваля «Как я провел этим летом». Александр Баширов играет шайтана Петьку, Александра Камышова – воспитательницу интерната Таисию. Были задействованы молодые перспективные актеры театра обское-угорских народов “Солнце”. «У нас сложился очень хороший коллектив, где комфортно работать друг с другом. Главное – донести свои идеи до людей, с которыми работаешь, чтобы мы смотрели в одну строну, в одном направлении», – считает Ринат.
Во время съемок, рассказывает режиссер, погода всегда была как по заказу. К примеру, природа подарила красивый, яркий закат, когда он был нужен для картины. Дом, в котором велись съемки, оказался бывшей приходской школой – святое место. «Мы все чувствовали, что присутствует некая помощь. Когда мы отрабатывали сцену на самоходке, то ходили вдоль Иртыша. И вот мы уже причалили к берегу. И капитан судна нам сказал, что сломалась какая-то деталь и если бы мы заглохли посередине реки, то утонули бы. Но нам повезло. У нас настолько все хорошо складывалось, что я и не мог предположить, что фильм может не закончиться».
По плану – съемка последних зимних двадцати дней. Действие будет также происходить в горноправдинском интернате, но вот финансирования у этого проекта больше нет. Время идет, ребята взрослеют, и режиссер сомневается, будет ли смысл приступать к съемкам еще через год. Совсем неожиданным стало желание работать бесплатно санкт-петербургских операторов и московского главного героя, готовых в любой момент приехать. Продолжатся ли съемки – предположить трудно. Пока же с уверенностью могу сказать, что если премьера все-таки состоится и «Пальто на вырост» выйдет в прокат, у югорчан появится «свое, правдивое» кино.
«На прошедшем фестивале «Дух огня» Наталья Комарова спросила: а где же работы югорских авторов? Вот они здесь.