Примеры качественной экранизации известных художественных произведений не так уж редки, хотя, конечно, их намного меньше неудачных работ. В последнее время на мировые экраны выходит огромное количество всевозможных ремейков, сериалов-сиквелов, имеющих весьма отдаленное сходство с литературным оригиналом. Разумеется, режиссер имеет полное право работать с книжным материалом творчески, немного дополняя или перерабатывая основу художественных произведений, поскольку не все литературные материалы легко воплощаются в экранные образы. Однако эта переработка все же должна быть в пределах разумного, что в современном кинематографе встретить можно не слишком часто, в отличие от кинематографической классики.
Одним из таких фильмов по праву можно считать киноленту Александра Зархи под названием «Мой младший брат», вышедшую на экран в 1962 году. Фильм стал весьма удачной экранизацией повести «Звездный билет» известного писателя Василия Аксенова, в свое время по-настоящему культового. В среде интеллигентных молодых людей советского времени В. Аксенов был чрезвычайно популярен, а удачная экранизация его книги только упрочила этот бешеный успех.
Поражает воображение зрителей звездный состав актеров, принявших участие в данном фильме. Среди них такие знаменитости, как: А. Збруев, О. Даль, А. Миронов, О. Ефремов и, конечно же, обаятельная Людмила Гурченко, ставшая настоящей звездой после потрясающей комедии «Карнавальная ночь». В отличие от Людмилы Марковны, ее партнеры по фильму только начинали свой звездный артистический путь, поскольку «Мой младший брат» стал лишь вторым фильмом в карьере Андрея Миронова, а для Даля и Збруева – выдающимся дебютом.
Фильм практически полностью совпадает с композицией «Звездного билета», дополняя ее многими удачными нюансами. А концовка, по мнению экспертов, даже более интересна, нежели в оригинале.
В 1979 году американский кинорежиссер Делберт Манн выпустил картину «На западном фронте без перемен», по мотивам потрясающей книги Э.М. Ремарка. На территории бывшего Советского Союза эта кинолента приобрела огромную популярность и известность.
Фильм очень удачно передает ощущения от литературного оригинала. Эмоции безнадежности, запутанности, ненужности и одиночества, смешанные с ярким обличением порочности ведущих военных политиков, которые думают исключительно о своей выгоде, переполняют фильм. Эти «герои» превращают народ в безликую статистическую картину, не значащую для действительности и мировой истории практически ничего. Отсутствие нескольких сотен людей-единиц от всего числа жителей отмечается в газетах лишь фразой «На Западном фронте без перемен».
В фильме не отметились какие-либо популярные актеры, отчего кинокартина только выигрывает. Даже главный герой не представляет собой героическую личность, он практически ничем не отличается от всех юных мальчишек, попавших в ряды сильной немецкой армии, именно таким задумывал своего главного персонажа Ремарк. Режиссер фильма постарался воплотить на экране все лучшие черты антивоенной прозы, полностью сохраняя морально-эмоциональный фон литературного произведения.
Еще одним фильмом, на котором стоит остановить свое внимание, можно назвать картину Ильи Фрэза «Вам и не снилось…», выпущенную в 1980 году. Это один из лучших советских фильмов о настоящей любви. Литературной основой для данной картины стала повесть «Роман и Юлька» талантливой писательницы Галины Щербаковой. Это тот случай, когда экранизация практически полностью затмила книжный оригинал, вышедший в свое время в культовом журнале «Юность».
Фильм повествует о трогательной и милой любви двух юных школьников, которые, несмотря на многие противоречия и окружающее непонимание, поддаются это светлому чувству, сохраняя его в глубине души, как настоящее сокровище. В картине задействованы такие выдающиеся актеры, как: Л. Федосеева-Шукшина, И. Мирошниченко, Е. Герасимов и А. Филозов. Фильм достаточно тонко отражает тему школы, юношеских ценностей и извечное непонимание между отцами и детьми.
Тема первой любви в картине изображена несколько нехарактерно для советского кинематографа: по-взрослому, достаточно серьезно, без излишних нотаций, нравоучений и пафосной драматизации.
Отдельной похвалы заслуживает поистине потрясающая музыка, сопровождающая фильм. Она создана композитором Алексеем Рыбниковым, именно его перу принадлежат музыкальные композиции к кинокартине «Тот самый Мюнхгаузен». Заглавная песня «Последняя поэма», исполненная певицей Ириной Отиевой, заслужено вошла в золотой фонд эстрады и до сих пор исполняется не только на радио, но и на телеэкранах.
А сама автор произведения как-то призналась, что полюбила свою книгу лишь после знакомства с этим фильмом, а это как нельзя лучше подчеркивает его уникальность.