Документальное кино появилось одновременно с самим кинематографом, но теорию жанров в документалистике начали использовать относительно недавно.
Даже название «документальный» сначала применялось только к фильмам о путешествиях. Со временем это кино классифицировали, как «творческую демонстрацию реальности» и начали снимать события, происходящие в научной, общественной, культурной, политической и других buffgames.net сферах жизни. Умело построенная режиссура и реалистичные сюжеты позволяли документалистам постоянно расширять жанровые границы, используя постановочную, репортажную, интерьерную или натуральную съёмку, архивные фото- и видеоматериалы, подлинные лица, события, факты. Для этого им не приходилось добиваться реальности и стремиться к достоверности, поскольку и так снималось то, что действительно происходило.
Классификации в документалистике
С развитием документального кино, появлением особых способов съёмки и монтажа, началось его деление на жанры и поджанры в зависимости от поставленных целей и методов их реализации.
Задачи, которые призвана решать современная документалистика, разделяются на пять направлений:
1- обучение
2- научные исследования
3- пропаганда
4- публицистика
5- хроника
Существует ещё одна жанровая классификация, основанная на способе подачи материала и сюжетной линии. В зависимости от этих критериев документальные фильмы разделяются на две группы:
информационно-описательные
проблемно-образные.
В отдельную группу выделяются образовательные (учебные) фильмы, благодаря которым удалось значительно повысить качество образования. Их демонстрация позволяет более наглядно донести информацию ученикам и студентам. При этом материал становится проще для восприятия, понимания и запоминания. Многие педагоги, использующие специальные документальные фильмы в своей практике, смогли значительно улучшить качество учебного процесса, снизив при этом собственные трудозатраты и нагрузку.
В свою очередь, каждая указанная группа включает в себя несколько разных жанров. Однако чётко разграничить их в большинстве случаев довольно сложно, а некоторые фильмы могут вообще не вписаться ни в одну из заданных схем. Фактически жанр кинодокументалистики определяется не только конкретной целью, но и особенностями связей между идеей автора, отснятым материалом и зрителем.