Собрав ни один проект в Final Cut Pro в очередной раз убеждаюсь в том, что данный редактор является одним из лучших средств для редактирования видео, пост-продакшена и монтажа. А главной целевой аудиторией приложения всегда были профессиональные пользователи и корпорации индустрии развлечений. Редактор Final Cut Pro X стал гораздо более дружественным к неопытным пользователям и был довольно неоднозначно воспринят профессионалами. В чем же причина?
Обновления последних продуктов компании Apple очень четко дают понять: корпорация настроена крайне решительно. Каждая новая деталь говорит нам о том, что переход к единой операционной системе — не слух, а реальный шаг.
В последнем обновлении iOS, ОС Mac OS X Lion, а также в обновлениях других программ Apple можно заметить множество похожих моментов.
Профессиональные программы становятся доступнее по стоимости и проще в использовании, традиционно компьютерные ОС приобретают разные «фишки» мобильных операционных систем.
Так что переход к единой ОС выглядит реальным шагом в перспективе ближайших трех-четырех лет.
Профессионалы в подавляющем большинстве негодуют, обвиняя Apple во всех грехах и сетуя на то, что Final Cut Pro X не подходит для серьезной работы. Неопытные же пользователи наоборот рады тому, что получили уникальный инструмент с огромными возможностями при том, что логика приложения очень похожа на iMovie и пользоваться ей так же весьма просто.
Приложение Final Cut Pro X, а также сопутствующие приложения Compressor 4 и Motion 5, распространяются через App Store. Полный комплект обойдется в 400 долларов. Системные требования у этого редактора достаточно демократичны. Для запуска программы подойдет система с процессором Core 2 Duo, 2 ГБ ОЗУ, и видеокарта уровня Intel HD Graphics 3000. Правда для комфортной работы с видео высокой четкости лучше иметь что-то вроде последнего поколения MacBook Pro, Mac Pro или iMac, например я работаю на iMac c экраном 27 дюймов. Но, заводских 8 ГБ оперативки оказалось мало и пришлось увеличить ее до 24 ГБ.
Здесь правило то же, что и везде: чем система мощнее, тем комфортнее работать с видео. С перечнем поддерживаемых камер ознакомиться можно в специальном разделе на официальном сайте Apple. Перечень большой, по части совместимости с фото и видеокамерами никаких претензий нет и быть не может. Здесь поддерживаются даже пленочные камкордеры, а также все мобильные девайсы Apple со встроенными камерами.
В Final Cut Pro 7, а также более ранних версиях управление материалами выполнялось из окна Project. Теперь вся работа происходит через раздел Event Library. Apple здесь верна себе и пропагандирует подход управления контентом через специальные приложения. Каждое приложение складирует собственные файлы в своих собственных папках. Ничего плохого в этом нет, это удобно и было бы еще удобнее, в случае если бы не было настолько навязчиво.
Ну и здесь же необходимо сказать о наиболее неожиданном новшестве редактора Final Cut Pro 7.
Оно состоит в невозможности импорта проектов из прошлых версий программы. Поэтому всем, кто думает об обновлении, лучше закончить текущую работу.
Apple это объясняет тем, что новый редактор организован по абсолютно новому принципу, в связи с чем импорт проектов технически невозможен. Звучит правдоподобно, однако почему-то верится в это с трудом.
Главный положительный момент Event Library заключается в комфортном поиске и каталогизации отснятого материала. Каждый раз при запуске программа сканирует все диски и отображает различные события в списке. Не отображаются они лишь в том случае, если диск извлечен или отключен. Еще одно новшество видеоредактора — это ключевые слова. Их можно записывать для каждого ролика и в далее выполнять по ним поиск. Наличие данной опции было бы бессмысленным, в случае если бы метки к каждому файлу надо было прописывать отдельно, но разработчики сделали возможной пакетную расстановку ключевых слов.
Выделяем несколько необходимых роликов, прописываем им метки, готово. Вдобавок, в Final Cut Pro X есть инструмент автоматического анализа контента, сканирующий все файлы во момент импорта и присваивающий автоматически теги. Но здесь, разумеется, применяются только общие категории, более тонкая же классификация остается уже на ваше усмотрение. Выбор отдельных фрагментов в видео-роликах организован по тому же принципу, что и в iMovie. В предыдущем Final Cut Pro нужно было ставить специальные маркеры In и Out, теперь же можно выделять необходимые фрагменты рамкой. Еще один важный нюанс — автоматический подгон различных настроек проекта под настройки ролика. Одно из основных новшеств программы называется Magnetic Timeline. Это абсолютно новый подход к редактированию видео, который избавляет от работы со множеством дорожек. Все элементы соединяются автоматически с фрагментом видео и при его перемещении сразу перемещаются вместе с ним. Это уменьшает количество действий, которые необходимы для перемещения материала. Вначале очень непривычно и сбивает с толка, однако привыкание происходит довольно быстро. Если вы удалите фрагмент видео-ролика, к которому привязана, к примеру, музыка, она будет также удалена. Чтобы сохранить все дополнения к видеоряду, можно использовать функцию Replace With Gap. Упомянутые выше ключевые слова к роликам необходимы не только для того, чтобы находить определенные материалы в каталоге, они позволяют также быстро переключаться между видео-роликами на Timeline. Это в особенности удобно при создании довольно сложных проектов из большого количества отдельных видео-роликов. Пока все. В следующей статья я расскажу о новых возможностях Final Cut Pro X.