Если включить телевизор, не посмотрев перед этим в программу передач то после нескольких секунд просмотра, мы все равно безошибочно сможем определить, что нам показывают: художественный фильм или отрывок из репортажа новостей. Происходит это потому, что художественные фильмы значительно отличаются от сериалов и репортажей (а уж тем более от домашнего видео) картинкой, цветом и манерой съемки.
Попробуем рассмотреть эти отличия поподробнее. Начнем с манеры съемки:
1. В художественных фильмах вы никогда не увидите (если только этого не требуется по сюжету) «болтания» и «верчения» камеры. Оператор снимает сцены либо статичной камерой, либо плавно перемещает камеру с помощью специальных техники: (стэдикам, тележка, кран).
2. При съемке художественных фильмов почти не применяется трансфокатор (зум).
3. Наличие крупных планов и специальных перебивок – одно из основных отличий художественного кино от репортажа или домашнего видео.
Далее – цвет. Здесь идет одно, но громадное! отличие. Дело в том, что кино, как правило, снимают на кинопленку. А кинопленка, даже в наш век нанотехнологий все еще значительно выигрывает по качеству цветопередачи и динамическому диапазону в сравнении с матрицей видеокамеры. В самом деле, подумайте сами, ведь существует же и черно-белое кино, но от этого оно не перестает быть «кино»!
И напоследок, сравним картинку кино и видео. Рассмотрим их отличия:
1. Кино (как писал выше) снимают на кинопленку, а это значит, что кадр экспонируется на пленку целиком, т.е. каждая точка кадра получает и запоминает информацию в одно и то же время. При видеосъемке происходит по-другому: матрица видеокамеры состоит из пикселей, которые расположены рядами. Считка информации идет в таком порядке: сначала считываются и записываются все нечетные ряды пикселей (1-3-5… и т.д.) Потом идет возврат ко второму ряду, и считываются все четные ряды (2-4-6 … и т.д.) Это, так называемый, интерлейсный метод записи. В последнее время широкое распространение получили камеры с прогрессивным методом считки матрицы. В прогрессивном методе считка полей идет по порядку (1-2-3-… и т.д.). Прогрессивный метод считывания конечно больше похож на экспонирование кинокадра, однако, отличие все-таки немаленькое. Увы.
2. В кино объекты переднего плана резкие, а задние объекты размыты. Это происходит, потому что у кинокамер глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) маленькая. У видеокамер, особенно с маленькой матрицей ГРИП большой, поэтому объекты получаются одинаково резкими как на переднем, так и на заднем плане. Не спорю, для репортажа это может быть даже и хорошо, но художественность картинки при этом теряется. Сегодня существуют специальные насадки и адаптеры для объективов видеокамер для уменьшения ГРИП.
3. Скорость смены кадров в кино составляет 24 к/с. В случае прогрессивной считки с матрицы видео имеет скорость 25 к/с. Разница как будто совершенно несущественная, однако я не стал бы спешить с таким выводом.
4. Разрешение видео-картинки даже в HD формате не превышает 1920 на 1080 пикселей. Сканирование кинопленки дает намного большее разрешение, что существенно повышает итоговое качество.
Вот основные отличия кино-картинки от видео-картинки. Существуют и другие, менее значительные отличия, но мы не станем рассматривать их в этой статье, думаю, они будут интересны только профессионалам. Статья же эта рассчитана на обычных видео-любителей, желающих повысить свой уровень, и надеюсь, что я помог им в этом.
В телевидении всегда применяется настройка (повышение) детализации методом повышения контурной резкости. Картинка выглядит как бы резче, но это уже искажения. На кинопленке, конечно, резкость не повышают таким образом. Картинка выглядит пластично. А вообще это вопрос – почему снятое на пленку в 80-х и 90-х годах выглядит “вкуснее” чем снятое даже на ARRI D-21 цифровым способом. Про более дешевый RED даже не говорю.