Нюансы работы со светом при съемке кино и видео. Продолжение

Освещение в различных условиях

Работа со светом в студии «на натуре» отличается, в первую очередь, влиянием внешних факторов, то есть наличием стороннего освещения.

  • В студии нежелательное влияние практически исключено – такие помещения проектируются таким образом, чтобы они могли стать для осветителя чистым листом.
  • Выездная кино- или видеосъемка сопряжена с необходимостью учитывать погоду, в том числе интенсивность естественного света (если работать необходимо на открытом воздухе), наличие посторонних источников, в число которых кроме света из окон включаются лампы, светильники и пр., если снимается действие, происходящее в помещении. Последний вариант более характерен для ТВ-съемки (интервью, репортажи и т.п.).

Вот перечень вопросов, на которые необходимо ответить перед выбором схемы освещения.

  • Количество действующих лиц и их взаимодействие

Очевидно, что поочередное акцентирование светом того или иного персонажа или одновременное их выделение на фоне требует более сложного решения, чем применение аппаратуры для единственного действующего лица.

  • Подвижность героев

Постоянство освещения при перемещении персонажа требует не только применения специальных мобильных осветительных приборов, но и наличия определенных навыков у сотрудников.

Многие критерии выбора света связаны с применяющимся съемочным оборудованием.

  • Количество камер имеет большое значение, поскольку освещение должно позволять каждой из них снимать с высоким уровнем качества.
  • Учитывается также положение одной или нескольких камер, а также их подвижность.
  • Не менее важны технические характеристики оборудования. Отличаются по световосприятию не только пленочные камеры от цифровых, но и разные модели одного типа друг от друга. Профессионал обязательно примет во внимание воспринимаемый диапазон контрастности и спектральные характеристики.

Осветительные приборы

Многие характеристики осветительных приборов выбираются в зависимости от условий работы, однако из соображений сокращения бюджета часто используются универсальные варианты. Например, на выездных съемках удобны портативные прожекторы с возможностью регулировки положения створок. Такое оборудование способно давать как направленный, так и рассеянный свет, а применение специальных фильтров значительно расширяет его возможности.
Условно все осветительные приборы можно разделить на несколько основных категорий

Галогенные кварцевые

В зависимости от класса срок эксплуатации варьируется от 100 до 1000 часов. На протяжении этого времени сохраняется высокая светоотдача и стабильность потока. Сохранение цветовой температуры при колебаниях питающего напряжения

Люминесцентные

Характеризуются очень высокой цветовой отдачей. Цветовая температура отличается у разных типов ламп этой категории, спектр излучения прерывистый.

Классические лампы накаливания

Профессионалы рекомендуют дополнять их галогенной подсветкой. Комбинированное решение позволит избавиться от оного из характерных недостатков – из-за колебаний цветовой температуры и низком среднем показателе этой характеристики на отснятом материале можно наблюдать расплывчатость и «потерю» элементов синего, голубого и близких к ним цветов.

Светодиодные приборы

Современные технологии позволили усовершенствовать светодиодное освещение настолько, что его стало удобно применять при кино- и ТВ-съемках. Инновационные светодиодные лампы выгодно отличаются от своих предшественниц стабильностью цветовой температуры, ровным спектром и большой мощностью. Для направленного освещения такие приборы применяют с линзой Френеля. Кроме того, светодиодные лампы можно использовать для ровного и мягкого заполняющего фонового света.

Типы освещения

В классических схемах используются следующие типы подачи света:

  • контровый (контровой, Back light) – устанавливается позади объекта и отделяет его от фона,
  • заполняющий (Fill light) – равномерный рассеянный поток, позволяющий увидеть все, что находится в кадре,
  • ключевой (рисующий, моделирующий, Key light) – акцентирующий свет, направленность которого зависит от выбранной схемы,
  • фоновый (Background light) – не всегда присутствует, используется для привлечения внимания к какому-либо участку кадра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.