Профессиональная работа со звуком на ТВ и киноплощадке

Немое кино, получив свои заслуженные лавры, ушло в историю, уступив место фильмам, в которых герои не только говорят, но и поют, а также слушают шум прибоя, щебет птиц и т.п. Звуковое кино дало возможность появиться телепередачам, в том числе, и тем из них, которые идут в прямом эфире.

«Живой звук»: просто и сложно

Живой звук (или Live) – это запись тех звуков, которые происходят во время действия. При просмотре съемки концерта, зритель слышит то, что слышали и те кто находился в это время в зале, а не наложенную студийную запись. Споры о преимуществах Live начались с момента его появления и, скорее всего, будут продолжаться еще долгое время. С одной стороны, «живой звук» передает все, включая, например, крики фанатов музыкальной группы или болельщиков спортивной команды, которые порой заглушают солиста или комментатора. С другой – только Live дает полный эффект присутствия.

Шумы при записи и трансляции

Шум – наиболее распространенный дефект при записи звука. Современная техника и компьютерные программы позволяют удалить посторонние звуки даже из сильно зашумленной записи, однако, это весьма кропотливый, трудоемкий процесс, который в современном мире используется чаще в криминалистике. При работе с кино и ТВ намного проще и дешевле позаботиться о том, чтобы шумы не появлялись и «вычистить» только их небольшое количество с помощью специальной программы, если уж полностью не удалось избежать возникновения дефекта.
По характеру возникновения различают внешние шумы – те, которые возникают «за кадром» вне зависимости от желания оператора или звукорежиссера (например, шум машин или голоса во время интервью на городской улице). Еще один вид шумов – технологические, связанные с недостаточным уровнем качества аппаратуры. Экономить на оборудовании профессионалы не могут себе позволить. Высококачественная техника не только не дает помех, но и позволяет записывать звук при любых условиях. Наверняка каждому доводилось прослушивать любительские записи, во время которых отчетливо слышны шорохи от выдохов в сторону микрофона. Дорогая аппаратура позволяет записывать звук на натуре и в студии без подобных посторонних шумов. В качестве самого простого приспособления можно привести специальные насадки на микрофоны, гасящие воздушные волны от дыхания или ветра.

Постпродакшен звука

Если речь не идет о прямом эфире, звукозапись подвергается обработке, прежде, чем стать частью полноценного кино- или ТВ-продукта. Практически все операции со звуком объединяются в понятие «монтаж».
Монтаж может быть линейным и нелинейным.

  • Линейный монтаж аналогичен сборке паззлов и осуществляется прямой перезаписью с камеры. В процессе линейного монтажа удаляются отрезки с явным браком и вставляются необходимые заготовленные шаблоны. Сложность процесса в том, что весь алгоритм действий необходимо продумать заранее. Не рекомендуется выполнять более 3-4 перезаписей, поэтому долгий поиск оптимального решения опытным путем в данном случае неприемлем.
  • Нелинейный монтаж быстрее и чаще проще, он дает большее количество возможностей, в том числе – создание нескольких вариаций для последующего выбора лучшей. Недостаток метода заключается в высокой вероятности снижения качества смонтированного звука по сравнению с записанным исходником. Чтобы такое снижение не было заметным, к исходнику предъявляются очень высокие требования. Технологически нелинейный монтаж осуществляется в цифровом формате и представляет собой составление нужной последовательности адресов фрагментов исходной записи и удаления тех из них, которые оказались невостребованными.

Звукорежиссер и звукооператор: эффективный тандем

Эти профессии часто путают, а нередко, чтобы не вдаваться в подробности, обобщают одним словом «звуковики». Тем не менее обязанности и сфера деятельности звукорежиссера и звукооператора отличаются, хотя во многом специальности можно назвать взаимозаменяемыми. В высокобюджетных проектах часто задействуются несколько звукооператоров – каждый имеет свою специализацию, например, микрофонный оператор. Действительно целесообразным такое комплектование штата может быть только при сложных масштабных съемках.

  • Звукорежиссер – это человек, который создает образы посредством звука. Он работает в тесном сотрудничестве с режиссером фильма или передач и согласовывает с ним свои действия. Именно звукорежиссер решает, что в определенном месте картины должна возникнуть зловещая тишина, а хэппи-энд будет сопровождаться бравурным маршем. В то же время, как руководитель технического персонала, звукорежиссер обязан знать технологии, быть знакомым с законами акустики и физики звука.
  • Звукооператор – это тот, кто реализует идеи звукорежиссера. При записи на натуре он решает, какой тип микрофонов (направленные, ненаправленные, их разновидности и дополнительное оснащение) будет использоваться, где лучше установить аппаратуру. При студийной записи он настраивает технику, а иногда находи шаблоны необходимых звуков или подбирает их имитацию. Довольно много передач посвящено тому, как сжатие горсти крахмала дает звук скрипящего снега, а легкие удары пальцами по столу способны достоверно имитировать звук шагов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.