югра для ленинградцев

«ЮГРА ДЛЯ ЛЕНИНГРАДЦЕВ»

ФИЛЬМ ПОСВЯЩЕН 80-ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ

короткометражного документального фильма

из цикла «Подвиги югорчан»,

 «ЮГРА ДЛЯ ЛЕНИНГРАДЦЕВ»

 ФИЛЬМ ПОСВЯЩЕН 80-ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

 короткометражный документально-художественный фильм

из цикла «Подвиги югорчан»

1. ИНТ.КВАРТИРА.ДЕНЬ

Кадры с бывшей воспитанницей детского дома, ее воспоминания. Ошмарина Лидия Васильевна сидит и перебирает в руках старые фотографии.

ТИТР. Лидия Васильевна Ошмарина (Филатова).

ГОЛОС ЛИДИИ ВАСИЛЬЕВНЫ

(из воспоминаний отрывок с 02.00 до 02.50 по хронометражу выборочно)

Папа умер 41 года в декабре а мама ходила копать…она рыла окопы. И оттуда она приносила — хряпа так называлась хряпа листья от капусты, мама приносила хряпу домой и мы щи варили и ели и дуранду ели… я только помню большущие такие плиточки жмых называют а в ленинграде дуранда называли и я помню мы ели

2. ХРОНИКА.

Документальные архивные кадры, военный Ленинград, блокада.

ГОЛОС ДИКТОРА

Когда 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда Лидии Васильевне — Лидочке Филатовой — было всего 8 лет.В окружённом городе вместе с ней оказалось 2 миллиона 887 тысяч жителей. Без еды и тепла в первую блокадную зиму в Ленинграде каждый день от голода умирали от 2 до 3 тысяч человек.

3. ИНТ.КВАРТИРА.ДЕНЬ./ХРОНИКА

Блокада. Кадры блокадного Ленинграда. Жители.

ГОЛОС ЛИДИИ ВАСИЛЬЕВНЫ

(голос Лидии Васильевны становится тише, уходит в тишину, из которой ему на смену приходит (становится громче) голос героини, которая дальше рассказывает историю за кадром от имени Лидии Васильевны с записи с 4.17 минуты)

Я помню дом разрушенный и горы умерших лежали недалеко от нашего дома. Вот это я помню.

ГОЛОС ГЕРОИНИ

Помню постоянный голод и вой сирены – воздушной тревоги. И голод. Постоянный. Непрерывный. Не проходящий голод.

4. ИНТ.КВАРТИРА В БЛОКАДУ. ВЕЧЕР.

Девочка 8 лет Лидия сидит за старым столом в городской квартире с завешенными окнами. Тускло горит лампа. Лида разворачивает газетный сверток. В нем лежит плитка жмыха — дуранда.

ЛИДА

Что это?

МАМА

(за кадром)

Это дуранда — жмых, который остается от семечек, когда выжимают масло.

ЛИДА

(ест дуранду)

А хлебушка нет?

МАМА

(за кадром)

А хлеба сегодня нет. Ты же взрослая Лида. Ты всё понимаешь.

ЛИДА

А папа говорил, что я всегда буду его маленькой девочкой… Но папы больше нет. Ты тогда ушла за хлебом, а он не дождался… и умер.

МАМА

Что поделать, Лида. Время такое: опасное и голодное. Люди умирают. В Ленинграде сейчас любой может умереть…

ЛИДА

И ты?

МАМА

(словно не слышала ее вопроса)

Поэтому ты должна быть взрослой, Лида. Должна быть сильной! И ничего не бояться. Ты должна жить! Пообещай мне, Лида!

ЛИДА

Обещаю.

5. ИНТ.КВАРТИРА В БЛОКАДУ.ВЕЧЕР

Лида жуёт дуранду. Собирает бережно все кусочки с ладошки. Кадры меняется на черно-белый, становясь частью хроники.

6. ХРОНИКА

Блокада. Жители. Будни. Фото и видео. Хроника детских домов Ленинграда. Звучит сирена.

ГОЛОС ДИКТОРА

Преодолеть тяготы блокады по силу не каждому взрослому. А тут — дети. С начала блокады в Ленинграде осталось 400 тысяч детей. Блокада загоняла их в бомбоубежища, морила голодом, испытывала холодом, забирала родных и близких.

ГОЛОС ГЕРОИНИ

Мама не пережила самый тяжёлый первый блокадный год. В марте 42 её не стало. Умерла она тихо, ни на что не жалуясь. А в июне 1942 года от осколков дальнобойного орудия погибла и крестная. Так я осталась одна и оказалась в детском доме. Но и там нам давали всего 125 грамм черного хлеба на ребенка.

7. ХРОНИКА

Документальные архивные кадры. Ладога. Переезде через Ладогу.

ГОЛОС ДИКТОРА

11 августа 42 года вышел указ об эвакуации детей из блокадного Ленинграда. По единственной дороге жизни по Ладожскому озеру Лида вместе с детским домом отправилась в Ханты-Мансийский округ. Вырваться из блокады было непросто. Многие умирали в пути. Баржи и поезда с детьми бомбили.

ГОЛОС ЛИДЫ

Нас везли под обстрелом на катере по озеру. Стреляли. Все время стреляли. А потом в товарных вагонах мы доехали до Омска, откуда на пароходе отправились в Югру. Добирались больше трёх недель.

ГОЛОС ДИКТОРА

10 ленинградских детских домов отправили в Ханты-Мансийский национальный округ в третью волну эвакуации населения из Ленинграда – в конце лета – начале осени 1942 года. Последний детский дом прибыл в округ 16 октября 1942.

944 ребенка распределили в детских домах на территории четырех районов Ханты-Мансийского национального округа: Кондинском – поселки Ягодный и Лиственичный, Сургутском – поселки Песчаный, Ямской и Сургут, Микояновском – поселки Большой Камень и Заречный, Самаровском – поселки Кедровый, Урманный и Нялино. 

8. ИНТ.ИЗБА.ДЕНЬ

Перед жителями выступает Директор детского дома.

                    ДИРЕКТОР ДЕТСКОГО ДОМА

Товарищи, сегодня приходит теплоход “Москва”. В наш детский дом везут с блокадного Ленинграда осиротевших детей.
Сирот разрешено взять в семью на воспитание. Будьте по–отечески внимательны и заботливы к ним.

ЖЕНЩИНА 

Мы возьмем. Нам не страшно.  Воспитаем как родного. В нашей семье он не будет чужим.

(кивая мужу)Да?

Муж молча одобрительно кивает в ответ.

9. ИНТ.ПАРОХОД.ДЕНЬ.

Лидия и другие дети на пароходе внутри, смотрят в окна.

ЛИДА

Смотрите! Уже так много снега!

МАЛЬЧИК

Дайте посмотреть!

ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА

Снега зимой в Сибири всегда много.

ЛИДА

А здесь холодно?

ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА

Холодно

ЛИДА

Холоднее, чем в Ленинграде?

ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА

(по-матерински тепло)

Не бойся, Лидочка, в Сибири много леса, дров хватает. Знаешь, как здесь печки топят? Даже жарко будет! Да и люди здесь добрые, не дадут тебе замерзнуть.

ЛИДА

Да я холода не боюсь… Я больше ничего не боюсь. Я же теперь взрослая.

10. ИНТ.ПРЕДБАННИК.ДЕНЬ.

Женщины только детей детей или закутывают в полотенца. Дети одного пола: либо мальчики, либо девочки. Хроника черно-белая становится цветной. На фото реальные дети коротко стрижены. Поэтому надо мальчиков стричь коротко, а девочкам на голову можно косынки.

ГОЛОС ДИКТОРА

В Югру добрались худые измождённые дети с чёрными провалами между глаз. И все просили есть. Повезли их в баню, перемыли всех. И все ужасались – какие худые!

11. ХРОНИКА.

Кадры и фото детских домов Югры, документы, списки.

12. ИНТ.ДЕТСКИЙ ДОМ.ВЕЧЕР

Дети набивают мешки соломой. Лида набивает матрас, у нее не очень получается. Мальчик Андрей (лет 10) и его сестра Оля (лет 7) помогают Лиде набить соломой наматрасники, стелят на пол домотканые дорожки и разговаривают.

АНДРЕЙ

Давай я тебе помогу. Тебя как зовут?

ЛИДА

Лида.

АНДРЕЙ

Я Андрей, а это Оля, сестра моя.

ЛИДА

Спасибо. Вы давно здесь?

АНДРЕЙ

Мы в детдоме недавно. У нас родителей нет и родных никого.

ЛИДА

И у меня нет.

АНДРЕЙ

На фронте убило?

ЛИДА

Нет. Они умерли. От голода.

13. ХРОНИКА

Блокадный Ленинград, кадры очередей за хлебом, кадры с санками, везут трупы.

ГОЛОС ДИКТОРА

Блокада отрезала Ленинград от большой земли, лишила продовольствия и медикаментов, она унесла жизни полутора миллионов человек. Из них 97% погибли от голода.

14. ИНТ.ДЕТСКИЙ ДОМ.ВЕЧЕР.

Дети-блокадники ложатся на первый на новом месте ночлег. Закрывают глаза. Спят. Вдруг Лида вскрикивает.

ЛИДА

Мама!

ОЛЯ

Ты чего?

ЛИДА

Мама приснилась.

ОЛЯ (иди ко мне Лида ложится под одеяло к Оле)

Мне тоже мама часто сниться

(ДАЛЬШЕ)

ЛИДА (ПРОД.)

 Помню, как до войны мы сидели за столом все вместе и ужинали.

ФЛЕШБЭК довоенного Ленинграда. Папа носит Лиду на плечах, мама рассказывает сказки на ночь. Показать контраст счастья и ужаса одиночества и войны.

Помню, как папа носил меня на плечах, а мама рассказывала сказки на ночь. Обнимала меня, когда я боялась. А теперь я осталась одна. У меня совсем никого нет.

ОЛЯ

Как это никого нет?! У тебя есть мы. Воспитательница наша есть, тетя Аня и сторож дядя Сережа. Все-все-все в нашем доме и поселке, мы же все теперь у тебя есть!

15. ХРОНИКА.

Документальные кадры о детских домах. Жизнь детей. Быт.

ГОЛОС ДИКТОРА

Детские дома Югры стали для маленьких ленинградцев новой семьей. Югорчане окружили ребят материнским теплом и заботой, собрали для них тёплую одежду и обувь, открыли учебные классы.

16. ИНТ.ДЕТСКИЙ ДОМ.ДЕНЬ

Лидия, Андрей и Оля, делают поделки к НГ. Андрей подглядывает в лист Лидии.

ГОЛОС ДИКТОРА

Конечно, было непросто. Не хватало мебели, книг, тетрадей и чернил. Но, главное, дети были в безопасности. Согреты и накормлены.

17. ИНТ.ДЕТСКИЙ ДОМ.ДЕНЬ / ДОКУМЕНТ ПО нормам еды.

Дети едят в столовой.

ГОЛОС ГЕРОИНИ

Кормили нас  три раза в день. Всё по норме: сахар, крупа, мука. Утром 40 грамм сливочного масла, а хлеба на день целых 500 грамм на одного. Этого хватало, но после пережитого в Ленинграде мы всё равно чувствовали себя голодными. И местные жители старались нас подкармливать чем могли.

18. НАТ.ЛЕС.ДЕНЬ.

Дети с воспитателями рубят и собирают дрова.

19. ИНТ.ДЕНЬ

Лида пишет письмо, рядом Женщина ей что-то диктует.

20. ИНТ.ДЕТСКИЙ ДОМ.ДЕНЬ.

Лида, Андрей, Оля и другие ребята готовятся к выступлению. Андрей читает активно жестикулируя стихи, другие ему аплодируют.

ГОЛОС ДИКТОРА

Окрепнув, ленинградские дети вместе с местными садили и копали картошку на колхозных полях, заготавливали дрова, носили воду, ловили рыбу, читали жителям из газет военные новости,  помогали писать письма на фронт и выступали с детдомовской агитбригадой.

21. ИНТ.ДЕТСКИЙ ДОМ.ДЕНЬ.

ЛИДА

А давайте я вот это стихотворение в агитбригаде почитаю.

АНДРЕЙ

(заглядывает в книгу)

Оно какое-то взрослое.

ЛИДА

Так и я уже большая.

АНДРЕЙ

Большая? Тебе же всего восемь!

ЛИДА

Подумаешь… Восемь… Мне вот кажется, что я уже целую жизнь прожила. Столько всего случилось. И мама все время говорила “Ты, Лида, уже взрослая, ты всё понимаешь”.

22. ИНТ.ДЕТСКИЙ ДОМ.ДЕНЬ.

Дети готовятся к новому году, вырезают флажки, мастерят цепочку из бумаги на елку. Лида и Андрей украшают ёлку. МЕСТНАЯ жительница приносит гостинцы к празднику. В корзине хлеб, сало, соленые огурцы.

ГОЛОС ГЕРОИНИ

Мы — дети блокады — рано повзрослели. Слишком рано. Мы видели горе и страх, голод и смерть… В Югре мы заново учились быть детьми. Учились верить в то, что жизнь продолжается, несмотря ни на что!

МЕСТНАЯ

Какая красота у вас! А это вам к праздничному столу.

ЛИДА

Спасибо большое! Ммм! Сколько всего! А давайте сделаем бутерброды!

МЕСТНАЯ

Что сделаем?

ЛИДА

Ну бутерброды. Бу-тер-бро-ды. Вы что? Никогда такое не ели?

АНДРЕЙ

Нет.

МЕСТНАЯ

У вас, ленинградцев слова какие-то чудные. Ты толком объясни что это.

ЛИДА

(делает бутерброд)

Я покажу! Берем кусочек хлеба, и на него укладываем кусочек сала, лук и огурец. Всё! Бутерброд готов.

23. ИНТ.ДЕТСКИЙ ДОМ.ВЕЧЕР.

Дети празднуют возле елки. Едят бутерброды.

ГОЛОС ДИКТОРА

Воспоминания детдомовцев из Ленинграда, оказавшихся в Югре, полны благодарных слов. Сибиряки вернули им украденное блокадой детство. Насколько смогли. Но как бы хорошо ни было в гостях, дети сердцами всё равно стремились домой — в родной Ленинград.

24. ХРОНИКА

Документальные кадры. Закадровый текст.

ГОЛОС ДИКТОРА

Блокада Ленинграда продолжалась долгие 872 дня. 27 января 1944 года блокада была снята.

25. ИНТ.ДЕТСКИЙ ДОМ.ДЕНЬ.

Лидия и другие дети слушают радио. Слышат известие о снятии блокады Ленинграда. Радуются. Прыгают. Обнимаются.

                 ЗАПИСЬ О СНЯТИИ БЛОКАДЫ

26. ИНТ.ДЕТСКИЙ ДОМ.ДЕНЬ/ФОТО ПИСЬМА

ГОЛОС ДИКТОРА

Узнав об окончании блокады, маленькие ленинградцы написали письмо с просьбой вернуть их домой

Лида и несколько ребят (разновозрастные дети 10-14 лет). собрались вместе. Лида пишет письмо. Ребята на ходу придумывают текст. Мальчик 10 лет подсказывает ей.

ЛИДА

(пишет и проговаривает)

Мы, ленинградские ребята…

МАЛЬЧИК 10 ЛЕТ

(подсказывает)

Мы никогда не забудем, в наших юных сердцах ярко пылает огонь ненависти к врагу – фашистским зверям.

ЛИДА

Это они выгнали нас из наших квартир, из родного и любимого города.

МАЛЬЧИК 10 ЛЕТ

Это они лишили жизни наших отцов, матерей, братьев и сестер не на фронте, а в самом Ленинграде.

ЛИДА

Мы обещаем учиться и работать не жалея сил и здоровья. Мы оправдаем героическое звание ленинградцев.

27. ИНТ.ДЕТСКИЙ ДОМ.ДЕНЬ.

Прощание. Дети в помещении, с узелками личных вещей. Лидия и другие ленинградцы прощаются с местными ребятами. Лидия прощается. Обнимается с местными детьми, с нянечкой, воспитателем.

ГОЛОС ДИКТОРА

Вернуться в Ленинград его маленькие жители смогли только после победы. Ленинградские детские дома оставались в Югре до лета 1945. Прощались ленинградцы со слезами и благодарностью за годы, которые они провели среди людей, окруживших их вниманием и любовью.

28. ХРОНИКА.

Послевоенные кадры Югры.

ГОЛОС ЛИДЫ

Я помню доброту и заботу взрослых о нас – маленьких воспитанниках детского дома.

(ДАЛЬШЕ)

ГОЛОС ЛИДЫ (ПРОД.)

Помню с каким теплом в Югре отнеслись больным, истощённым, испуганным детям блокадного Ленинграда. Нас жалели. Любили. Оберегали. Согревали наши сердца. Я помню.

29. ХРОНИКА.

Хроника Лидии Васильевны.

ГОЛОС ДИКТОРА

Ленинградка Лида после войны окончила педагогическое училище, и работала учителем начальных классов сначала на Ямале, а потом в Ханты-Мансийске. Всю свою жизнь Лидия Васильевна дарила детям тепло, любовь и заботу также, как когда-то подарили ей — девочке из блокадного Ленинграда.

С каждым годом события Великой Отечественной Войны уходят в глубь истории. Но мы, принимая эстафету памяти у ленинградских детей, не забудем ужасов блокады. В нашей памяти сохранятся их воспоминания.

А в сердцах — безмерная благодарность к людям, которые спасли и приютили детей блокадного Ленинграда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.